Проблема эпиольмекской письменности (Isthmian Script)

Табарев Андрей Владимирович ::: Древние ольмеки: история и проблематика исследований

2.7.

Развитые календарно-астрономические системы, а также системы фиксации, хранения и пере­дачи информации (одной из которых является письменность) - характерные черты цивилизаций Мезоамерики. За последние 10-15 лет появились интересные факты, которые позволяют добавить к пяти ранее выделенным системам (эпиольмекской, майя, сапотекской, миштекской и астекской) еще несколько са­мостоятельных или производных вариантов[267].


Рис. 131. Глиняная печать-цилиндр с изображением птицы и иероглифами. Сан-Андрес (по: [Diehl, 2004, р. 97]).
Рис. 132. Статуэтка из Тустлы. Прорисовка надписи.

Сегодня очевидно, что и ольмекская культура не является исключением. Недавняя находка глиняного цилиндра-печати в Сан-Андрес (в 5 км от Ла-Венты) с изоб­ражением птицы, «произносящей» некоторую фразу, за­писанную значками-иероглифами (рис. 131), позволяет отнести время существования настоящей ольмекской письменности к 650 г. до н. э.[268] В свете этой находки совершенно по-иному можно рассматривать отмеченные специалистами знаки на кельтах, масках, фигурках, сте­лах и других произведениях искусства. Однако корпус надписей еще исключительно мал для того, чтобы мож­но было говорить о возможностях прочтения этих зна­ков или целых текстов.

Несколько иначе обстоит дело с эпиольмекской письменностью, образцы которой происходят из раз­личных районов перешейка Теуантепек[269]. В настоя­щее время специалисты насчитывают до девяти тек­стов, выполненных в данной системе письма. Боль­шая половина из них представлена фрагментами и ком­позициями из нескольких знаков, поэтому основные спо­ры разворачиваются вокруг четырех наиболее полных «текстов» - знаменитой статуэтки из Тустлы (12 коло­нок текста, 75 знаков)[270] (рис. 132), стелы С из Трес-Сапотес, стелы I из Ла-Мохарры (21 колонка, ок. 400 зна­ков) и недавно опубликованной «маски Тео» (б колонок, 101 знак) (рис. 133)[271].

По поводу статуэтки из Тустлы и стелы С из Трес-Сапотес существовала длительная полемика между маянистами и сторонниками ольмекского происхожде­ния этих артефактов. Авторитетные скептики, такие как С. Морли и Э. Томпсон, считали, что записи на них принадлежат майя[272]. Обнаружение в 1969 г. верхней половины стелы С значительно изменило ситуацию (рис. 134). Во-первых, была подтверждена правильность прочтения даты на стеле, предложенная Мэрион Стирлинг в 1939 г.,-7.16.6.16.18.-3 сентября 32 г. до н. э. Во-вторых, стала полной и более понятной композиция с обратной стороны стелы - не просто маска ягуара, как считал предваритель­но М. У. Стирлинг, а скорее правитель на троне-алтаре с рельефом-маской ягуара. В-третьих, кроме даты стали видны и другие знаки, расположенные в две колонки.


Рис. 133. «Маска Тео» (место находки неизвестно). Внешний вид и расположение надписи (по: [Сое, Houston, 200, р. 156-157]).

Чему посвящено изображение на стеле, и какая информация на ней записана? Какое событие произошло 3 сентября 32 г. до н. э.? Рождение, смерть, вступление на престол? Географ Винсент Мальмстрем предложил оригинальное объяснение. Он подсчитал, что именно в этот день обитатели района Тустлы могли быть свидетелями практически полного солнечного затмения, знакового явле­ния для всех древних народов и цивилизаций[273].

Окончательным подтверждением существования в эпиольмескское время письменности стала стела I из Ла-Мохарры, небольшого селения на берегу р. Акула, найденная в 1986 г.[274] (рис. 135).

На трапециевидной базальтовой плите (размером 2,34 х 1,42 м и весом до 4 т), частично повреж­денной эрозией, была вырезана фигура богато одетого мужчины в сложном головном уборе с маска­ми, на которых специалисты различают стилизованные изображения хищной птицы и акулы[275]. Сверху и рядом с изображением располагалось ок. 400 знаков, организованных в 21 колонку. Часть из них была уже знакома по статуэтке из Тустлы, а кроме того, на стеле были записаны две даты -8.5.3.3.5. (21 мая 143 г. н. э.) и 8.5.16.9.7. (13 июля 157 г. н. э.).


Рис. 134. Стела С в полном виде. Трес-Сапотес (по: [Diehl, 2004, р. 185]).


Рис. 135. Стела из Ла-Мохарра. Стрелка указывает на предполагаемое имя изображенного правителя (по: [Coel, 1994, р. 88]).

Именно этот источник и лег в основу ра­боты по дешифровке эпиольмекского письма, которую в течение десяти лет проводили линг­висты Терренс Кауфман и Джон Джастесон. По их мнению, эпиольмекское письмо частично логографическое (семантическое), частично фонетическое и принадлежит к языковой семье михе-соке (Mixe-Zoquean), а точнее, к языку прото-соке (proto-Zoquean). Они считают, что текст на стеле посвящен важным событиям в жизни эпиольмекского правителя, которого они образно назвали «Повелитель (хозяин) горного урожая»[276].

Оппоненты этой интерпретации отверга­ют принадлежность надписи к языку прото-соке и вообще считают, что по ряду объек­тивных причин (недостаток текстов, отсут­ствие текстов с билингвой, иконографии, до­полняющей тексты и др.) достоверная дешиф­ровка пока невозможна[277].

В поисках дополнительных монументов с текстами в 1995 г. был даже организован спе­циальный проект Университета Веракрус и Университета Алабама (США) в Ла-Мохарре, в ходе которого поиск базальтовых монолитов производился с помощью магнитометра и других приборов. Исследования показали, что Ла-Мохарра была небольшим поселением, существовавшим примерно в 300 г. до н. э. - 1000 г. н. э. Были зафиксированы несколько насыпей и центральная площадка, места концентрации фрагментов керамики и печи для ее обжига, однако новых стел с текстами обнаружить не удалось[278]. Один из руководителей этого проекта в связи с этим вспомнил ситуацию с обнаружением Стелы С в Трес-Сапотес: «Мэтью Стирлинг нашел нижний фрагмент в 1939 г., когда, как вспоминала 60 лет спустя его вдова Мэрион, расшиб палец, случайно споткнувшись об угол плиты, торчащий из земли .. .воз­можно нам больше нужна была удача Стирлинга, чем магнитометр...»[279].

Таким образом, вопрос о дешифровке эпиольмекской письменности пока остается открытым, но ни в коей мере не безнадежным. Совместные усилия археологов, историков и лингвистов из разных стран и новые находки неизбежно приведут к положительному результату.


[267] Например, «теотиуаканское письмо» (см.: Taube K. The Writing System of Ancient Teotihuacan. Barnardsville; Washington, 2000)

[268] Pohl M. E. D., Pope K. O., Nagy C. von. Olmec Origins of Mesoamerican Writing // Science. - 2002. -December 6,- Vol. 298. - P. 1984-1987.

[269] Перешеек Теуантепек - Isthmus of Tehuantepec (отсюда и название «Isthmian Script»).

[270] Третье название этой системы письменности - «письменность Тустлы» («Tuxtla Script»).

[271] Также в группу эпиольмекских «текстов» входят знаковые композиции на стеле из Альварадо (Веракрус), т. н. маска О'Бойла, обломок кельта из Эль-Ситио (Чиапас), фрагмент керамики из Чиапа-де-Корсо (Чиапас) и стела 2 из Чиапа-де-Корсо (см.: Huston S. D., Сое М. D. Has Isthmian Writing Been Deciphered? // Mexicon. - 2003. - Vol. 25, N 6. - P. 151-161). Самая ранняя дата записана на стеле 2 из Чиапа-де-Корсо -7.16.3.2.13.8 декабря 36 г. до н. э. (см.: Heizer R. F., Smith Т., Williams H. Notes on the Colossal Head N 2 from Tres Zapotes // American Antiquity. - - 1965. - Vol. 31, N. 1. - P. 102-104).

[272] Интересное наблюдение было сделано Р. Хейзером и X. Уильямсом при определении источников сырья для каменных голов и монументов из Трес-Сапотес. Материал (базальт) Стелы С выделяется по своему составу. Это позволило авторам предположить, что стела могла быть изготовлена в другом месте и позже перенесена в Трес-Сапотес или же - в качестве сырья использовался базальт из другого источника.

[273] Malmstrom V. Н. Cycles of the Sun, Mysteries of the Moon: The Calendar in Mesoamerican Civilization. - Austin, 1997.

[274] Сначала сообщалось, что стелу случайно нашел в реке рыбак, однако в действительности она была известна местным жителям еще с 1870-х гг. и оказалась в воде в результате размыва берега (см.: Diehl R. A. The Olmecs: America's First Civilization. - L., 2004. - P. 186.

[275] Сое M. D. Mexico. - N. Y„, 1994.; Winfield С F. La Estela Ide La Mojarra, Veracruz, Mexico // Research Reports on Ancient Maya Writing. - 1998. - N. 16.

[276] Justeson P. L, Kaufman Т. A Decipherment of Epi-Olmec Hieroglyphic Writing // Science. - 1993. - N. 259. - P. 1665-1796; Kaufman Т., Justeson P. L. Epi-Olmec Hieroglyphic Writing and Texts. - Austin, 2001.

[277] См., напр.: Huston S. D., Сое M. D, Has Isthmian Writing Been Deciphered? // Mexicon. - 2003. - Vol. 25, N. 6. - P. 151-161.

[278] Diehl R. A., Gonzalez А. V., Zarate S. V. Proyecto arqueologico La Mojarra// Memoria del Coloquio Arqueologia del centra у sur de Veracruz. - Xalapa, 1997. - P. 197-210.

[279] Diehl R. A. The Olmecs: America's First Civilization. - L., 2004.. - P. 188.