Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

На пути к Паленке

Макарова Алла Юльевна ::: Путешествие в страну майя

Политические перемены в стране освободили Стефенса от его официальных обязанностей. Но привыкнуть к мысли, что федерального правительства нет, он смог не сразу. Надолго ли эти перемены?

«Еще много воды утечет, прежде чем федеральное правитель­ство возобновит свою деятельность, если этому вообще суждено быть,— записывает в дневнике Стефенс.— Итак, моя дипломати­ческая карьера на том была окончена. Я чувствовал бесполез­ность своего дальнейшего пребывания в Гватемале и послал официальное уведомление правительству США: «Несмотря на тщательные поиски, федерального правительства не смог обна­ружить».

Стефенс с облегчением вздохнул, когда наконец приехал Казервуд из Копана с материалами исследований. Теперь они снова вместе. Его не связывают никакие обязательства, и он может целиком отдать свои силы и время любимому делу — археологии, ни от кого не завися материально.

Было уже начало апреля, нужно было срочно собираться в путь, чтобы попасть на развалины Паленке до начала сезона тропических ливней, во время которых часть дороги станет непроходимой. Паленке — древний индейский город, располо­женный с восточной стороны горного массива Кордильер. Пред­стояло путешествие в сотни миль, с трудными горными перевалами. В Гватемале не нашлось никого, кто бывал в тех краях, за советом не к кому было обратиться.

Одной из интересных особенностей путешествия по этой стране оказалось то, что каждый день и каждый час приносил исследователям что-то новое. Они никогда заранее не знали характера местности, куда попадали, и их подстерегала одна неожиданность за другой. В путевых дневниках Стефенс под­робно рассказывает об этом.

«На небольшом расстоянии от деревни мы начали восхожде­ние на горы Сьерра-Мадре — главный массив Кордильер. Пер­вый хребет был каменистым, а когда мы поднялись на его вер­шину, то увидели там возделанные поля. Позади него подни­мался другой хребет, покрытый густым дубовым лесом. На вер­шине этого хребта стоял крест, поставленный испанцами. Это место называлось Буэна Виста — «Красивый вид». Перед нами открылась величественная картина массивов гор и долин; мы увидели пять озер и два вулкана — один из них назывался Тахумулько, проводник сказал нам, что в кратере этого вулкана озеро. Дальше возвышался третий хребет. Высоко на вершине мы заметили индейскую деревушку, и, когда мы поднялись выше, среди зелени живой изгороди показалась головка малень­кого мальчика, и мы услышали: «Счастливо!» — так он провожал всех путешественников.

На вершине этого хребта мы были почти на уровне с вер­шинами вулканов. По мере того как мы поднимались, становилось холоднее, и нам пришлось набросить на себя свои «пончо» (теплые накидки). Наконец мы достигли вершины Сьерра-Мад­ре — линии водораздела. Уже во второй раз во время стран­ствования по этой стране мы пересекли Кордильеры».

Есть и грустные странички в путевых дневниках археолога, когда он делал свои записи после тяжелого приступа тропической лихорадки; измученный тяжелым недугом, несколько дней он не был в состоянии ехать на муле, и индейцы несли его на но­силках.