Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Хозяйство и материальная культура. Часть 4.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Культура древних майя

4

Животноводства у майя, как известно, до европейского завоевания не существовало; одомашнены были лишь небольшие гладкошерстные собачки, употреблявшиеся в пищу, и индюки. Поэтому основным источником животных белков являлись охота и рыболовство. Майя охотились на оленей, тапиров, пекари, ламантинов (Ланда, 1955, стр. 213—214), обезьян, опоссумов, барсуков, агути, броненосцев, черепах, крокодилов, кроликов, игуан, индюков. На оленей охотились большими груп­пами— от 50 до 100 человек. Охотник, застреливший зверя, полу­чал одну ногу, голову, шкуру, желудок и печень; остальное дели­лось между другими участниками. Охота производилась как при помощи различных ловушек и западней, изображения которых со­хранились в Мадридской рукописи (М, 91, 93, 38—49), так и с по­мощью лука и стрел, дротиков и копьеметалок, копий. Отравлен­ные стрелы у майя не применялись. Для охоты на птиц использо­вались выдувные трубки— oonteub (ю; из них стреляли небольшими глиняными шариками), клеевые ловушки и различ­ного вида силки. Существовали определенные охотничьи сезоны, в начале которых справлялись специальные праздники охотников (Ланда, 1959, стр. 179, 188). На росписи одной поздней вазы из Юкатана изображен, очевидно, такой праздник, связанный с куль­том оленя (Lothrop, Foshag, Mahler, 1957, pi. 80—81).

Рыболовство, распространенное главным образом в прибреж­ных областях и около крупных озер, тоже являлось немаловажным источником пищи. Добывались самые различные рыбы, начиная с акул и кончая анчоусами. Для ловли использовались сети и крючки, гарпуны, неводы, остроги и т. п. Сцены рыбной ловли довольно часты в рукописях (Д, 58, 62, 69, 72, 73); имеются такие же изображения и на гравированных костях из Тик'аля (Кинжалов, 1968, стр. 147). Добыча заготовлялась впрок: жари­лась на решетках, вялилась, солилась, коптилась. Ланда (1955, стр. 212—214) дает подробное перечисление разновидностей рыб, живущих в водах Юкатана. Как и у охотников, у рыболовов был свой праздник, во время которого они чтили богов Ах-К'ак'-Нешоя, Ах-Пуа и Ах-Кит-Цамаль-Кума.

Майя разводили два вида пчел; и тот и другой без жал и по размерам меньше, чем европейские (Ланда, 1955, стр. 216—217). Ульи делались из полых обрубков древесных стволов с небольшим отверстием сбоку (об изображениях их в рукописях см.: Tozzer and Allen, 1910, pp. 298—301). Мед служил предметом торговли (Blom, 1932b, p. 536). Наряду с разведением пчел на пасеках значитель­ную роль играл и сбор меда диких лесных пчел. Ланда (1955, стр. 189) подробно описывает праздник пчеловодов, справляв­шийся в месяце Сек (ср.: R. L. Roys, 1933, pp. 64, 99, 171).

Из меда, смешанного с водой и настоенного на коре дерева Lonchocarpus longistylus Pittier., изготовлялся главный опьяняю­щий напиток древних майя — balche. «Они делали вино из меда и воды и определенного корня[70] одного дерева, выращиваемого для этого, который делал вино крепким и очень вонючим», — пишет Ланда (1955, стр. 142). Д. Э. С. Томпсон (J. E. S. Thompson, 1963, р. 105), испробовавший бальче у современных майя Британ­ского Гондураса, еще приготовляющих его, говорит, что единствен­ной оценкой этого напитка могут служить только слова тени из «Гамлета»: «О ужас, ужас, о страшный ужас!». Мед использо­вался и для приготовления других опьяняющих напитков.


[70] Ланда ошибается, для настоя использовалась кора.