Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Послеклассический период. Часть 1.

Кинжалов Ростислав Васильевич ::: Искусство древних майя

1

За период менее семисот лет (приблизи­тельно с середины IX в. по первую чет­верть XVI в.) в искусстве майя происходят столь значительные изменения, каких не наблюдалось за всю его предшествующую гораздо более длительную историю. При­чины этого следует искать в каких-то круп­ных политических и социальных событиях, потрясших в IX—X вв. общество древней Месоамерики.

Вторая половина классического периода (700—900 гг.) была отмечена значительны­ми изменениями в мировоззрении майя, нашедшими отражение и в искусстве. По всей территории центрального района майя была введена единая система календар­ного исчисления (см. сказанное выше oб алтаре Q в Копане), что указывает, не­сомненно, на какие-то новые формы куль­турного, а возможно, и политического объединения. О достижениях в области изобразительного искусства в это время уже говорилось в предшествующих гла­вах; в северном районе создается новый стиль зодчества. Но одновременно растет расхождение между монументальным искусством и памятниками материальной культуры. На позднем этапе классического периода, в противоположность предшествующему, наблюдается также и большая разница между местными керамическими комплексами, что указывает на растуще обособление отдельных районов друг от друга. Примечательной чертой этого времени является также увеличение населения. Возникает много новых церемониальных центров; остатки жилищ в окрестностях Тикаля и долине реки Белис гораздо более многочисленны, чем раньше1.

Попытаемся вкратце очертить историю майя послеклассического периода. Начина с IX в. и в продолжение около сотни лет население городов майя в южной низменности начинает покидать их; это заметно потому, что в южных центрах прекращается строительство монументальных зданий и воздвижение стел с надписями. Позднейшие испанские источники, описывающие эти местности, молчат о существовавших здесь некогда городах. Могучий тропический лес бесследно поглотил их развалины. Следовательно, города были оставлены жителями задолго до испанского завоевания. Причины этого упадка неизвестны, хотя учеными было выдвинуто немало гипотез, чтообы объяснить такую загадочную гибель древних центров. Так, одной из причин назывались эпидемии заразных болезней, но теперь известно, что желтая лихорадка и малярия (две наиболее часто предполагае­мые болезни) появились в Новом Свете лишь после европейского завоевания. Не имеется также каких-либо убедительных свидетельств о неожиданных и могучих природных катастрофах, как, например, землетрясения, внезапное изменение кли­мата или опустошительные засухи. Распро­страненной является гипотеза о постепен­ном падении урожайности и систематиче­ски повторявшихся неурожаях в конце классического периода. Так, одни исследо­ватели утверждают, что постоянная поруб­ка и последующее сжигание леса через ре­гулярные промежутки времени создавали в конце концов жесткий травяной покров са­ванны, с которым древний земледелец со своей копательной палкой не мог бороться. Другие полагают, что действительная при­чина опустения городов южной низмен­ности — высыхание рек и озер в Петен.

искусство майя
Стела 1. Сейбаль

Ни одно из этих объяснений не удовлет­ворительно. У нас нет доказательств, что древнее земледелие приводило к истоще­нию плодородия земли; этого не произошло в колониальный период, хотя техника об­работки земли осталась прежней. Отсут­ствие воды также едва ли могло быть при­чиной запустения городов, потому что в речных долинах, соседних с Петеном (как, например, долины Белиса, Усумасинты или Пасьон), где реки всегда давали достаточ­ное количество воды для жизни, упадок городских центров в конце классического периода имел столь же неукоснительный характер, как и в других местностях.

Подлинную причину гибели городов центральной области следует искать в со­циальных и политических факторах. Из­вестно, что в классический период наблюдается рост населения, принявший особенно большие размеры на последнем его этапе. Даже без климатических бедствий или неурожаев это могло создать тяжелые жиз­ненные условия для трудящейся части общества. С другой стороны, имеются сви­детельства, что в позднеклассический пе­риод заметно возрастает число строивших­ся храмов и воздвигнутых стел, а это ложи­лось тяжким бременем на плечи рядовых общинников. Поэтому вероятно, что в это время в обществе майя происходила такая же социальная борьба, как в древнеегипет­ском обществе времени IV династии (29— 27 вв. до н. э.), которая покончила со строи­тельством великих пирамид. Причиной этих социальных конфликтов было, по всей ви­димости, сопротивление непосредственных производителей все увеличивавшимся тре­бованиям знати и жречества.

Второй важной причиной были, несом­ненно, крупные передвижения народов. Мы знаем, что этот период характеризуется большими изменениями в размещении раз­личных народностей на всей территории Месоамерики. Начало этому положило па­дение Теотихуакана, разгромленного око­ло 650 г. группой полуварварских племен, двинувшихся с севера. Это событие дало толчок целой серии перемещений племен и военных конфликтов, прокатившихся с севера на юг. И раньше между отдель­ными городами-государствами или союза­ми таких городов у майя происходили меж­доусобные стычки и войны; изображения на памятниках свидетельствуют об этом достаточно ясно. Теперь число таких кон­фликтов резко увеличивается. Двинувшие­ся из Центральной Мексики в юго-восточном направлении народы должны были за­тронуть города майя, расположенные в центральной и южной областях. Не слу­чайно, что отмеченные выше изменения (оставление городов и др.) не касаются се­верной области, то есть Юкатана. Таким образом, гибель майяских городов в цент­ральной и южной областях объясняется как внутренними, социальными, так и внешними (нашествия) факторами.

искусство майя
«Воин-орел». Сосуд. Чипаль

Передвижения народов, вызванные давлением северных племен на Центральную Мексику, происходили несколькими этапами или волнами. В первой такой волне, очевидно, участвовали пипили, так как он обнаруживаются затем не только на тихо-океанском побережье Гватемалы, но дальше, вплоть до Никарагуа. Следы воздействия их культуры наблюдаются и в поздних памятниках майя: в рисунках фигур на стелах чувствуется явственное влияние мексиканского искусства, а в письме появляются мексиканские знаки и символы (стелы 1 и 3 в Сейбале, стела 4 в Уканале и др.). Несколько позже (в конце IX - начале X в.) из Центральной Мексики двинулась новая волна под предводительством другого народа — тольтеков; изгнанных из своей столицы Толлана, они направились на полуостров Юкатан и после ожесточенной борьбы захватили там власть. Но, в отличие от событий в Петене, юкатанские города продолжали свое существование и при тольтекском владычестве. Чичен-Ица даже стала их столицей. Наблюдается звестный подъем культуры и искусства. После падения влияния тольтеков в XIII в. на Юкатане начались междоусобные войны между городами, и Чичен-Ица была азгромлена. Затем на краткое время гегемония на полуострове переходит к Майяпану, но попытка его правителей снова объединить Юкатан не увенчалась успехом. В 1441 г. Майяпан был взят войсками двух городов: Мани и Текоха.

С этого времени Юкатан окончательно распадается на ряд отдельных городов-государств, которые были завоеваны испанцами в 1527—1546 гг.


1  G. R. Willey. Problems Concerning Pre­historic Settlement Patterns in the Lowlands. PSP, New York, 1956, стр. 107—114; Он же. An Archaeological frame reference for Maya culture history. DCM, Mexico, 1964, стр. 154.