Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Кокомы и Шиу в Майяпане

Талах Виктор Николаевич ::: Классический и послекласический Юкатан по данным письменных источников

Между тем, на Юкатане появились новые поселенцы. В первый год «двадцатилетия» 13 Ахав (1264 г.) в Пуук, в окрестности древнего Ушмаля, пришла находившаяся под сильным мексиканским влиянием народность, известная как шиу или тутуль шиу[1]. Согласно их собственным преданиям шиу изначально жили в стране с науатланским названием Тулапан Чиконахт’ан («Девять стран Реки Тростников»),  скорее всего, в  низовьях рек Усумасинта и Грихальва, а затем, после то ли сорокалетних, то ли восьмидесятилетних скитаний по безлюдным и безводным местностям Юкатана пришли в местность Чак Набитон, в которой большинство соременных исследователей видит холмы Пуук. Возглавлял их вождь по имени Ах Куй Ток’ («Филин с Кремниевыеми Остриями»)[2]. Д. де Ланда указывает на мирные отношения пришельцев с Майяпаном и их включение в местную политическую систему: «Говорят, что эти племена сорок лет блуждали в безлюдных местностях Юкатана, не имея там воды, кроме дождевой, и что в конце этого времени они пришли к горам, которые расположены почти напротив города Майяпана, в десяти лигах от него. Там они начали селиться и строить хорошие здания во многих местах. Жители Майяпана вступили с ними в тесную дружбу и радовались, что они возделывают землю, как и местные жители. Таким образом, люди Тутуль Шиу покорились законам Майяпана и породнились одни с другими, а Шиу, сеньор Тутуль Шиу, сделался самым почитаемым из всех. Эти племена жили настолько мирно, что не было никаких раздоров»[3]. В «Сообщениях из Юкатана», автором которых был родственник правителей Шиу Гаспар Антонио Чи, мы встречаем даже заявления о том, что Шиу были правителями Майяпана[4]. Р. Ройс объясняет противоречие между данными Д. де Ланды о правлении Кокомов и Г. А. Чи о царствовании Тутуль Шиу тем, что в Майяпане сложилась некая форма совместного правления, старшинство в котором Ланда отводил Кокомам, а Г.А. Чи – Тутуль Шиу[5]. Однако, это предположение основано на очень свободном толковании термина mul tepal из хроник «Книг Чилам Балам». Различие в данных Ланды и Чи может быть гораздо более убедительно объяснено тем, что  в своё время Тутуль Шиу сменили Кокомов при власти в Майяпане (см. ниже)[6].

Стела 1 из Майяпана. Фото Л. Шиле

Стела 1 из Майяпана. Фото Л. Шиле

Следующее столкновение с чужеземцами таило для владык Майяпана гораздо большую опасность. На третьем году «двадцатилетия» 11 Ахав (июль 1285 – июль 1286 года) «был опустошён Майяпан горцами-чужеземцами, и пригороды Майяпана»[7]. Речь идёт, по всей видимости, о науа, поселившихся к тому времени на побережье Мексиканского залива, в Табаско и Шикаланго. По сведениям Ланды, вторжение было организовано при участии тогдашнего майяпанского правителя: «Правитель Коком стал домогаться богатств, поэтому он договорился с людьми гарнизонов, которые короли Мексики имели в Табаско и Шикаланго, что сдаст им город, и таким образом привел мексиканцев в Майяпан. Он угнетал бедных и многих обратил в рабство»[8]. Ворвавшиеся в город захватчики устроили там бойню: на городских площадях найдены два массовых захоронения тел, покрытых пеплом и имеющих признаки насильственной смерти, в том числе кремниевые ножи, застрявшие в грудных и тазовых костях. По данным радиоглеродного анализа они относятся ко времени около 1270 – 1300 гг.[9]. К тому же времени относятся следы разрушений в некоторых элитных резиденциях.

Маска Чаака из Майяпана. Фото с сайта www.grayline.com1500

Маска Чаака из Майяпана. Фото с сайта www.grayline.com1500

Следующий вражеский набег, согласно хроникам, произошёл в «двадцатилетии» 5 Ахав (1342 – 1362 гг.), когда на Юкатан «пришли чужеземцы-людоеды, не имеющие одежды – их название»[10], вероятно, араваки с Антильских островов, однако, майя Юкатана удалось от них отбиться.

Пирамида в Тулуме. Зарисовка Ф. Казервуда

Пирамида в Тулуме. Зарисовка Ф. Казервуда

Тем не менее, в целом примерно двухсотлетнее правление Кокомов из Майяпана было для юкатанских майя временем относительного спокойствия и благополучия. Хотя, как и в эпоху гегемонии Чичеен-Ицы, на Юкатане не было городов, которые по размеру и характеру застройки могли бы сравниться со столицей[11], наблюдается подъём некоторых других поселений. Так, на восточном побережье Юкатана достиг расцвета связанный с морской торговлей Сама-Тулум, где обнаружены росписи  с сильным влиянием миштекского стиля и обсидиан из месторождений Горной Гватемалы. До наибольшей численности за всё время существования поселения (примерно 6,8 тысяч человек) к 1400 г. выросло население Санта-Рита-Коросаля, предполагаемого центра политии Чактемаль[12]. Крупными поселениями в конце XV века были Экаб-Бельма, Чавака, Качи.

Тулум. «Храм Нисходящего Бога» и «Эль-Кастильо». Фото И. Лагуниной на сайте «Месоамерика глазами русских первопроходцев»

Тулум. «Храм Нисходящего Бога» и «Эль-Кастильо». Фото И. Лагуниной на сайте «Месоамерика глазами русских первопроходцев»



[1] Л. Шиле, П. Мэтьюз, Э. Бут, К. Ковальски, К. Пальян полагают, что указанное в хрониках из «Книг Чилам Балам» «двадцатилетие» 13 Ахав соотвествует 751 – 771 гг. (Schele, Linda y Peter L. Mathews. The Code of Kings: The Language of Seven Sacred Maya Temple and Tombs. New York. 1998. Pp. 258-259; Schele, Linda, Nikolai Grube y Erik Boot. Some suggestions on the K’atun Prophecies in the Books of Chilam Balam in Light of Classic-Period History // Memorias del Tercer Congreso Internacional de Mayistas, 9–15 de Julio de 1995, México, D.F., 1998. Pp. 399-432; Kowalski, Jeff Karl  Collaboration and conflict: an interpretation of the relationship between Uxmal and Chichen Itza during the Terminal Classic/Early Posclassic periods // Escondido en la selva: arqueologia en el norte de Yucatan. Hanns J. Prem, ed. 2003. Pp. 236-37, 246-47; Pallán Gayol, Сarlos. Secuencia dinástica … Pp. 304, 312). Однако, источники с очевидностью указывают на контакты тутуль шиу с народностями науа на побережье Мексиканского залива, между тем, присутствие там науа до 900 г. в высшей мере проблематично (см.: Daneels, Annick. Settlement History in the Lower Cotaxtla Basin // Olmec to Aztec Settlement Patterns in the Ancient Gulf Lowlands, editado por Barbara L. Stark and Philip J. Arnold. Tucson. 1997. P.249; Lira López, Yamile. Arqueología del valle de Maltrata, Veracruz: resultados preliminares. México, 2004. Pp. 137-139). Р. Ройс и А. Баррера Васкес относят 1 год 13 Ахав к 1007 г. (Roys, Ralph L. The Book of Chilam Balam of Chumayel. P.204; Barrera Vásquez, Alfredo y Silvia Rendón. El libro de los libros de Chilam Balam. P.39), однако, Д. де Ланда указывает, что шиу прибыли на Юкатан во времена господства Майяпана, что не соответствует обстоятельствам начала XI века.

[2] Post Conquest Mayan Literature. Pp. 243, 245. В оригинале имя персонажа записано Ah Çuy Tok, «Ах Суй Ток’», однако, большинство исследователей считают это опиской.

[3]Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С. 116.  

[4] Relaciones de Yucatán ... Tomo núm. 11. Pp. 119-121, 147, 155, 176, 270, 287.

[5] Roys, Ralph. Literary Sources for the History of Mayapan // Mayapan, Yucatán. México,1962. P.28; Idem. The Book of Chilam Balam of Chumayel. P.194. Такая точка зрения біла піддержана, в частности, Л.Шиле и П. Мэтьюзом, Дж Маркус, М. Ристоллом, Дж. Ковальски (Marcus, Joyce. Ancient Maya Political Organization // Lowland Maya Civilization in the 8th Century. Jeremy Sabloff ed. Washington, D.C., 1998. Pp.111-184 Schele Linda and Peter Mathews. The Code of Kings … .P.198; Restall, Mathew. The People of the Patio: Ethnohistoric Evidence of Yucatec Maya Royal Courts // Royal Courts of the Maya. Volume two: Data and Case Studies . Boulder, CO, 2001. P.387; Kowalsky, Jeff Karl. What’s “Toltec” at Uxmal and Chichén Itzá? … P.277).

[6] См.: Ringle, William and George J. Bey III. Post-Classic and Terminal Classic Courts of the Northern Maya Lowlands // Royal Courts of the Ancient Maya, Vol. 2: Data and Case Studies. Boulder, CO: 2001. Pp. 273-274.

[7] Post Conquest Mayan Literature. P. 247.

[8] Ланда Д. де. Сообщение о делах в Юкатане. С. 117.  

[9] Masson, Marilyn and Carlos Peraza Lope. Kukulcan’s Realm … P. 109.

[10] The Book of Chilam Balam of Chumayel … . Pp. 79-80.

[11] Masson, Marilyn and Carlos Peraza Lope. Kukulcan’s Realm … . Р. 87-88.

[12] Chase, Diane Z. and Arlen F. Chase. Santa Rita Corozal: Twenty Year Later // Research Reports in Belizean Archaeology. 1, 2004. P.247.