История Попо' до воцарения К'инич-Б'аакналь-Чаака

Стюфляев Максим ::: История царств майя

На сегодняшний день ранняя история Попо' известна еще очень плохо. Верхние слои Тонины датируются исключительно поздним классическим периодом, поэтому она долгое время считалась одним из самых поздних крупных центров с монументальной скульптурой. Но по мере исследования нижних слоев Акрополя городища археологи находят все больше свидетельств, относящихся к начальным этапам его истории. Вероятно, в будущем наши знания о первых царях Попо' станут более полными, однако, пока мы располагаем лишь отрывочной информацией.[iii]

Монумент 168 из Тонины, установленный в 577 году. Портрет одного из ранних царей Попо' Б'алам-Йашун-Тииля.
Монумент 168 из Тонины, установленный в 577 году. Портрет одного из ранних царей Попо' Б'алам-Йашун-Тииля.

Местная династия, несомненно, претендовала на древнее происхождение – на одном из монументов VIII века в связи с датой, соответствующей 217 году нашей эры, упоминается «Священный Владыка Попо'», имя которого не сохранилось. Однако существование царей Попо' уже в III веке вызывает сомнения, скорее, в данном случае мы имеем дело с легендарной традицией. Самые ранние дошедшие до нас монументы из Тонины были созданы в начале VI века. На изящном, но теперь сильно разрушенном Монументе 106[iv] изображен восседающим на горе первый известный нам по имени царь Попо' Ицамнаах-Муут, обозначаемый также условно как «Правитель 1». С правлением Ицамнаах-Муута связывают и датированный окончанием к'атуна 9.4.0.0.0, 13 Ахав 18 Йаш (18 октября 514 года) Монумент 160. На этом небольшом алтаре содержится длинная надпись, первоначально состоявшая из более чем 300 иероглифов. Хотя большая часть текста разрушена, сохранившиеся фрагменты позволяют заключить, что он представляет собой перечень дат смерти некоторых известных правителей того времени. В частности, сообщается о смерти царя Кукуля (Тикаля) Чак-Ток-Ич'аака III в день 9.3.13.12.5, 13 Чикчан 13 Шуль (26 июля 508 года) и неизвестного царя в 9.3.15.1.19, 7 Кавак 2 К'анк'ин (22 декабря 509 года). Саймон Мартин предположил, что второй – это царь Кануля.[v] Александр Сафронов, однако, отмечает, что его имя ...-К'ин-Б'алам не характерно для именослова канульских царей, зато было широко распространено в Пакбуле (Помоне), поэтому вполне возможно, что в надписи упомянут царь Пакбуля ...-К'ин-Б'алам (I).[vi] В любом случае, Монумент 160 из Тонины свидетельствует о том, что, несмотря на довольно удаленное географическое положение царства Попо', оно уже в раннюю классику поддерживало тесные контакты с другими государствами майя.

Монумент 173 из Тонины, установленный в 613 году, прорисовка. На нем упоминается состоявшееся несколькими месяцами ранее, в 612 году, утверждение в должности «ах к'ухууна». «Ах к'ухууны», вероятно, составляли в обществе классических майя верхушку гражданской знати, служившей при царском дворе.
Монумент 173 из Тонины, установленный в 613 году, прорисовка. На нем упоминается состоявшееся несколькими месяцами ранее, в 612 году, утверждение в должности «ах к'ухууна». «Ах к'ухууны», вероятно, составляли в обществе классических майя верхушку гражданской знати, служившей при царском дворе.

Ранняя стела, Монумент 74, была найдена переустановленной в святилище «Сооружения D5-1» на самой вершине Акрополя. Дата на монументе неясна. Когда-то он был связан с гробницей царя, опознаваемого только по «эмблемному иероглифу» Попо'. На установленном по случаю окончания периода 9.7.4.0.0, 4 Ахав 3 Мак (16 ноября 577 года) Монументе 168 упоминается следующий известный владыка Попо' Б'алам-Йашун-Тииль, который воцарился в день 9.6.8.17.2, 7 Ик' 0 Паш (16 января 563 года). Первое внешнее упоминание о царстве Попо', вероятно, присутствует на Троне 1 из городища Чиникиха (расположено между Паленке и Пьедрас-Неграс).[vii] В этой надписи сообщается о пленении некоего «Человека из По'» в день 9.7.0.1.0, 1 Ахав 3 Муваан (27 декабря 573 года). Следовательно, уже во 2-й половине VI века Попо' оказывало влияние на политическую ситуацию в области Средней Усумасинты. В то же время, Александр Сафронов не исключает возможности того, что в надписи из Чиникихи речь идет не о Попо', а о какой-то другой политии.[viii] В надписи на монументе неизвестного происхождения, так называемой «Панели Эмилиано Сапата», описаны состоявшийся в день 9.7.16.4.4, 1 К'ан 7 К'анк'ин (7 декабря 589 года) обряд освящения гробницы еще одного царя Попо' Чак-Б'олон-Чаака (возможно, преемника Б'алам-Йашун-Тииля), а также посещение этой же гробницы в день 9.7.19.0.0, 9 Ахав 8 Ч'ен (29 августа 592 года).[ix]

Монумент 26 из Тонины, установленный в 672 году. Единственное изображение Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля в полный рост.
Монумент 26 из Тонины, установленный в 672 году. Единственное изображение Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля в полный рост.

Следующим дошедшим до нас памятником из Тонины является установленный по случаю окончания к'атуна 9.9.0.0.0, 3 Ахав 3 Соц' (9 мая 613 года) Монумент 173. На нем упоминается состоявшееся несколькими месяцами ранее, в 612 году, утверждение в должности «ах к'ухууна». «Ах к'ухууны», вероятно, составляли в обществе классических майя верхушку гражданской знати, служившей при царском дворе. В Попо' лица, назначенные «ах к'ухуунами», сохраняли свой статус при смене царей и фактически управляли государством во времена пребывания на троне нескольких несовершеннолетних владык.

Первым царем Попо', время правления которого может быть относительно точно датировано, является К'инич-Б'алам-Чапаат («Солнечный - Ягуар-Сколопендра»). Этот владыка родился в день 9.8.12.14.17, 7 Кабан 15 Во (16 апреля 606 года) и взошел на трон в 9.9.1.13.11, 10 Чувен 9 К'айаб (2 февраля 615 года), когда ему не исполнилось еще и девяти лет. Любопытно, что его воцарение состоялось всего за несколько месяцев до инаугурации двенадцатилетнего К'инич-Ханааб'-Пакаля I в соседнем Баакуле. О правлении самого К'инич-Б'алам-Чапаата известно немного. В ознаменование окончания к'атуна 9.10.0.0.0, 1 Ахав 8 К'айаб (27 января 633 года) был создан монумент, обозначаемый сегодня как Фрагмент 34, на котором описывается утверждение нескольких особ в должностях «ах к'ухуунов» и «нуунов». По случаю окончания следующего к'атуна 9.11.0.0.0, 12 Ахав 8 Кех (14 октября 652 года), вероятно, был установлен Монумент 9, но надпись на нем сегодня очень сильно разрушена. Последнее упоминание К'инич-Б'алам-Чапаата связано с празднованием окончания одной восьмой части к'атуна 9.11.12.9.0, 1 Ахав 8 Кумк'у (8 февраля 665 года) и содержится на стеле, которая была найдена в Пестаке, небольшом городище, расположенном неподалеку от Тонины. Вероятно, вскоре после этого «юбилея» К'инич-Б'алам-Чапаат умер, Стела 1 из Пестаки, на которой сообщается также о его рождении и воцарении, имеет все признаки мемориального камня.[x]

Монумент 99 из Тонины. На этой разбитой панели показана женщина-пленница, что крайне редко встречается в искусстве майя. Её одежда (уипиль) вся порезана – это символ поражения и унижения.
Монумент 99 из Тонины. На этой разбитой панели показана женщина-пленница, что крайне редко встречается в искусстве майя. Её одежда (уипиль) вся порезана – это символ поражения и унижения.

В день 9.11.16.0.1, 1 Имиш 9 Моль (23 июля 668 года), через три года после последнего упоминания К'инич-Б'алам-Чапаата, состоялась инаугурация следующего царя Попо' Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля. В его правление мы имеем первые надежные свидетельства об участии Попо' в военно-политической борьбе майяских царств. На нескольких монументах Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля присутствуют изображения связанных пленников. Особый интерес представляют два фрагмента, составляющие вместе Монумент 99, на котором сохранилось одно из немногочисленных изображений пленницы в искусстве майя. По случаю середины к'атуна 9.12.10.0.0, 9 Ахав 18 Соц' (10 мая 682 года) был установлен Монумент 8, на котором показаны три раздетых пленника со связанными руками, при этом один из них имеет титул «Владыка Анаак'а». Этот «эмблемный иероглиф» больше нигде в текстах майя не встречается, Александр Сафронов предположил, что в надписи ошибка и речь идет о царстве Ак'е.[xi] Если это так, то Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль совершил поход в области Левобережья Усумасинты, борьбу за контроль над которыми Попо' будет вести в течение нескольких последующих десятилетий. Помимо информации о военных победах, Монумент 8 интересен также тем, что в надписи на нем упоминаются два «ах к'ухууна» Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля, один из которых, К'елен-Хиш, оставался в должности, по меньшей мере, 34 года и исполнял свои обязанности при трех владыках.[xii]

Царствование Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля, вероятно, закончилось катастрофой. В 687 году мы имеем первое свидетельство о военном столкновении Попо' со своим северным соседом, могущественным Баакульским царством. Хотя столица Баакуля Лакамха' располагалась всего в 65 км на север от центра Попо', особенности ландшафта данной области, которая представляет собой череду горных массивов высотой до 1500 м, значительно затрудняли преодоление этого расстояния. Для владык Попо' основной путь к центральному региону классической цивилизации пролегал не через трудный для перехода север, а через череду небольших речных долин бассейна реки Хатате, откуда открывался путь на восток к Лакадонской сельве и далее к Усумасинте.[xiii] Именно в этом направлении происходило дальнейшее территориальное расширение сферы влияния Попо' за пределы долины Окосинго, которое неминуемо вело его к острому противостоянию с Баакульским царством, доминировавшим в то время на Левобережье Усумасинты. Первоначально соотношение сил было не в пользу Попо'. Как сообщается в надписях на двух монументах из Паленке (панель из «Храма XVII» и правая панель святилища в «Храме Солнца»), в день 9.12.15.7.11, 10 Чувен 4 Сак (12 сентября 687 года) баакульский царь К'инич-Кан-Б'алам II «вошел в селение» владыки Попо'. Фраза «вошел в селение» (буквально «вошел в пещеру») употребляется в текстах майя в качестве стандартного обозначения успешного нападения или военного завоевания. Сам Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль, вероятно, погиб в бою или попал в плен, по крайней мере, уже менее чем через год в Попо' воцарился новый владыка.[xiv]


Примечания:

[iii] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Second edition. – L.; N.Y., 2008, Р. 178

[iv] Здесь и далее нумерация монументов из Тонины дается в соответствии с Corpus of Maya Hieroglyphic Inscriptions (CMHI) http://www.peabody.harvard.edu/CMHI/site.php?site=Tonina

[v] Grube N., Martin S., Zender M. Palenque and Its Neighbors // Notebook for the XXVIth Maya Hieroglyphic Forum at TexasAustin: University of Texas Press, 2002, II-10

[vi] Сафронов А.В. Государства… страницы 74-75

[vii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 179

[viii] Сафронов А.В. Государства… страница 88

[ix] Grube N., Martin S., Zender M. Palenque and Its Neighbors… II-13; Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 179; Сафронов А.В. Государства… страница 75

[x] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 179

[xi] Сафронов А.В. Государства… страница 116

[xii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 180

[xiii] Подробнее о ландшафте области долины Окосинго смотрите Сафронов А.В. Государства… страница 250

[xiv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 181