Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Последние страницы истории Баакуля

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Портрет Упакаль-К'инича из «Храма XIX» (фотография Хорхе Переса де Лары)
Портрет Упакаль-К'инича из «Храма XIX» (фотография Хорхе Переса де Лары)

После 736 года история Баакульского царства известна лишь по отрывочным свидетельствам. К'инич-Акуль-Мо'-Наб'у III наследовал его либо сын, либо, что более вероятно, брат Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакаль, известный также как Упакаль-К'инич и К'инич-Ханааб'-Пакаль II. Еще при жизни К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III Упакаль-К'инич был провозглашен наследником престола и принадлежал к числу самых влиятельных фигур царского двора. Он изображен на простенке из «Храма XIX» и на упоминавшейся выше панели из «Храма XXI». Дата коронации Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакаля неизвестна. Единственное свидетельство его царствования сохранилось на «Панели К'ан-Токов», где сказано, что в день 9.15.10.10.13, 8 Бен 16 Кумк'у (29 января 742 года) Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакаль руководил утверждением очередного «К'ан-Токского» владыки. Имя и портрет Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакаля, вероятно, сохранились также на фрагментах известняковой панели из Дворца Паленке.[cxvi]

Во внешней политике Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакаль, видимо, наладил тесные связи с Шукуупом (Копаном) и скрепил их брачными узами. Известно, что в 742 году баакульская царевна Иш-Чак-Б'оок(?)-Йе'-Шоок прибыла в Шукууп и позднее стала матерью местного правителя Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата.[cxvii]

Это все, что известно сегодня об Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакале. Пока для исследователей середина VIII века остается сплошным «белым пятном» в истории Баакульского царства. На сегодняшний день нет данных о строительстве каких-то новых храмов или создании панелей между 742 и 764 годами. Возможно, за длительным «безмолвием» кроются какие-то политические причины, хотя нельзя исключать и того, что архитектурные памятники середины VIII века находятся в тех частях города, в которых еще не проводились серьезные раскопки.

В то время, как в самом Паленке до 764 года упоминания о царях отсутствуют, важная информация по истории Баакуля в рассматриваемый период содержится на Стеле 7 из Помоны, которая была установлена пакбульским царем К'инич-Хиш-Мо'-Б'аламом по случаю окончания к'атуна 9.16.0.0.0, 2 Ахав 13 Сек (9 мая 751 года). В заключительном фрагменте надписи на монументе сказано, что церемония со стелой по случаю окончания периода совершалась в присутствии К'инич-Кан-Б'алама, «Священного Владыки Баакуля». Согласно общепринятой сегодня точке зрения, речь идет о не упоминаемом в других источниках правителе К'инич-Кан-Б'аламе III. Надпись свидетельствует о том, что баакульский царь лично посетил Пакбуль и принял там участие в календарной церемонии, но остаются неясными мотивы визита. Возможно, Баакуль потерпел военное поражение и попал в зависимость от Пакбуля (в пользу этого свидетельствует и употребленный по отношению к владыке Баакуля глагол «йитаах», «сопровождал», который указывает обычно на младшее положение сопровождающего) или К'инич-Кан-Б'алам III был изгнан из своего царства. Все это лишь догадки, которые можно будет подтвердить или опровергнуть только после находки новых надписей, относящихся к правлению К'инич-Кан-Б'алама III.[cxviii]

О том, что в середине VIII века Баакуль переживал трудные времена, свидетельствует Монумент 107 из Тонины, установленный в правление царя Попо' К'инич-Туун-Чапаата (после 739-762?). На монументе изображен захваченный К'инич-Туун-Чапаатом связанный пленник, который обозначен «эмблемным иероглифом» Баакуля. К сожалению, большая часть надписи разрушена, поэтому невозможно определить, был ли взят в плен какой-то из баакульских царей или его вассал. С уверенностью можно лишь заключить, что Баакуль потерпел поражение в очередной войне против Попо'.[cxix]

«Панель 96 иероглифов». Панель широко признана в качестве шедевра каллиграфического искусства майя. На панели записана часть династической истории Паленке начиная с К’инич-Ханааб-Пакаля I и до К’инич-К’ук’-Балама II.
«Панель 96 иероглифов». Панель широко признана в качестве шедевра каллиграфического искусства майя. На панели записана часть династической истории Паленке начиная с К’инич-Ханааб-Пакаля I и до К’инич-К’ук’-Балама II.

В Паленке период безмолвия заканчивается с воцарением в день 9.16.13.0.7, 9 Маник' 15 Во (8 марта 764 года) К'инич-К'ук'-Б'алама II. Этот владыка, взявший себе имя основателя династии, был сыном К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III и его жены Иш-Цикин-Б'оок (?)[cxx], происходившей из Хухских «сахалей». О его царствовании известно немного. К'инич-К'ук'-Б'алам II осуществил несколько незначительных строительных проектов внутри Дворца, в частности, изменил построенную его отцом Башню, у основания которой поместил свой трон, сиденьем которого служила каменная плита, являющаяся сегодня самым известным его памятником - «Панель 96 иероглифов». Этот монумент – один из шедевров скульптуры классических майя, по праву знаменитый за то мастерство, с которым иероглифическая каллиграфия была передана в камне. «Панель 96 иероглифов» была создана по случаю двадцатилетнего «юбилея» от дня коронации К'инич-К'ук'-Б'алама II, наступившего в день 9.17.13.0.7, 7 Маник' 0 Паш (24 ноября 783 года). В ее надписи сообщается о посвящении К'инич-Ханааб'-Пакалем I здания «Сак-Нук-Наах» («Корпуса Е»), а также о воцарении трех баакульских владык: К'инич-К'ан-Хой-Читама II, К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III и К'инич-К'ук'-Б'алама II. При этом особо подчеркивается, что их коронация происходила в «Сак-Нук-Наах». В надписи отсутствуют упоминания о К'инич-Кан-Б'аламе II, Упакаль-К'инич-Ханааб'-Пакале и К'инич-Кан-Б'аламе III, вероятно, по той причине, что церемонии их инаугурации проходили в других зданиях.[cxxi] Помимо «Панели 96 иероглифов» К'инич-К'ук'-Б'алам II упоминается и близко к концу текста «Панели К'ан-Токов» в связи с утверждением очередного «К'ан-Токского» владыки в день 9.16.16.15.9, 13 Мулук 2 К'айаб (20 декабря 767 года). В «Группе IV» Паленке найдена подставка для курильницы с портретом владыки К'инич-К'ук'-Б'алама, правда, неясно, кто именно на ней изображен: К'инич-К'ук'-Б'алам II или основатель династии К'ук'-Б'алам I.

После 783 года К'инич-К'ук'-Б'алам II не упоминается в источниках, дата его смерти неизвестна. Это последний царь Баакуля, о котором у нас имеются надежные исторические сведения, но отсюда не следует, что он в действительности был последним: вероятно, наши знания неполны и тексты с упоминанием более поздних правителей еще будут найдены.

Чаша из черной керамики, обнаруженная в «Группе III». На сосуде сохранилась самая поздняя историческая запись из Паленке
Чаша из черной керамики, обнаруженная в «Группе III». На сосуде сохранилась самая поздняя историческая запись из Паленке

Весьма показательно, что последняя историческая запись из Паленке сохранилась не на храмовой панели, а на небольшой чаше, покрытой витиеватой надписью. Она была обнаружена перед входом в группу построек, известных сегодня как «Группа III». На сосуде зафиксирована дата 9.18.9.4.4, 7 К'ан 17 Муваан (17 ноября 799 года), самая поздняя известная дата из Паленке. Относительно интерпретации основной части текста высказывались разные точки зрения. По мнению Саймона Мартина и Николая Грюбе, на чаше содержится запись о воцарении правителя Вак-Чам-Ханааб'-Пакаля или Ханааб'-Пакаля III.[cxxii] Однако существование в истории Баакуля правителя с таким именем принимается далеко не всеми исследователями. Вак-Чам-Ханааб'-Пакаль не имеет «эмблемного иероглифа» Баакуля, поэтому нельзя утверждать, что он являлся царем и правил в Лакамхе, это мог быть один из подчиненных владык низшего ранга.[cxxiii] Кроме того, отдельные фрагменты надписи по-прежнему с трудом поддаются пониманию, и нет уверенности даже в том, что текст на вазе действительно является сообщением о воцарении. Помимо определения исторической роли Вак-Чам-Ханааб'-Пакаля, исследователи много внимания уделяли его необычному «календарному» имени Вак-Чам («6 Смерть»). «Календарные» имена были в ту пору широко распространены в Центральной Мексике, но редко встречались у майя, поэтому имя Вак-Чам-Ханааб'-Пакаль рассматривали как доказательство того, что незадолго перед коллапсом в Баакуле усилилось «мексиканское» влияние. Альберт Давлетшин даже высказывал предположение, что Вак-Чам-Ханааб'-Пакаль принадлежал к майя-чонталь и был пришельцем, свергнувшим старую династию.[cxxiv] Впрочем, следует отметить, что элита Баакульского царства всегда поддерживала тесные контакты с майя-чонталь, кроме того, это далеко не единственный пример упоминания в текстах из Паленке персонажа с «календарным» именем. Например, «календарное» имя Чан-Ахав («4 Владыка») имел один из сановников К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III.[cxxv]

На данный момент надпись на вазе из «Группы III» остается самым поздним датированным текстом, найденным в Паленке. Между тем, в конце VIII – начале IX веков, когда Лакамха находилась на грани полного упадка, усилилось и расширило сферу своего влияния расположенное в северо-западной части штата Табаско царство Хойчан (Комалькалько). По мнению Джорджа и Дэвида Стюартов, в конце классического периода Хойчан доминировал в регионе Табаско и мог сыграть свою роль в окончательном упадке Лакамхи как политического и ритуального центра. В надписи на глиняном кирпиче из Комалькалько, созданной около 814 года, сохранилось самое позднее известное к настоящему времени упоминание «Священного Владыки Баакуля», но контекст этого сообщения неясен.[cxxvi]

К началу IX века прежде единое Баакульское царство, вероятно, распадается. По крайней мере, наблюдается рост значения некоторых периферийных центров вблизи Паленке. В расположенном к юго-востоку от Паленке городище Чанкала обнаружены фрагменты скульптурных панелей, датируемых концом классического периода, что свидетельствует о расцвете, хотя и недолгом, этой политии. В малоизвестном, но важном городище Тила, расположенном на северо-запад от Паленке, также обнаружен очень поздний монумент, свидетельствующий о росте активности после упадка Лакамхи.[cxxvii]

В IX веке Паленке переживает явный упадок. Еще какое-то время после исчезновения царской власти и прекращения установки монументов в городище продолжали жить люди. После 850 года здесь широко использовались образцы так называемой «тонкой оранжевой керамики», очень отличавшиеся от традиционной керамики Паленке, что может свидетельствовать о значительных переменах в этническом составе населения. В конечном итоге около 1000 года Паленке полностью опустел и покрылся плотным зеленым покровом джунглей. До XVI века в области руин отсутствовало постоянное население, лишь в 1567 году испанцы основали здесь поселение Санто-Доминго-де-Паленке.[cxxviii]


Примечания:

[cxvi] Skidmore J. The Rulers… Рр. 83-87; Stuart D. The Inscriptions… Рр. 38-40

[cxvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 174

[cxviii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 231; Талах В.Н. К'инич Кан Балам III - правитель Паленке http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/kanbalam_talah.html

[cxix] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 187

[cxx] Ранее это имя читалось как Иш-Мен-Ник (смотрите Хроники… страница 43, примечание 4)

[cxxi] Хроники… страницы 42-43

[cxxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 175

[cxxiii] Skidmore J. The Rulers… Р. 91

[cxxiv] Сафронов А.В. Государства… страница 149 со ссылкой на доклад Альберта Давлетшина «Names of Strangers in the Maya Hieroglyphic Inscriptions: Patterns of Interethnic Interaction in Pre-Columbian Mesoamerica» на конференции «The Maya and Their Neighbors. Internal and external contacts through time», Лейден, 9—10 декабря 2005 года.

[cxxv] Stuart D. The Inscriptions… Рр. 115-117

[cxxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 175

[cxxvii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 235

[cxxviii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 239