Баакульское царство при сыновьях К'инич-Ханааб'-Пакаля I

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Портрет К'инич-Кан-Б'алама II из штука – одна из нескольких созданных в натуральную величину фигур, обрамлявших ранее вершину «Храма XIV»
Портрет К'инич-Кан-Б'алама II из штука – одна из нескольких созданных в натуральную величину фигур, обрамлявших ранее вершину «Храма XIV»

После смерти К'инич-Ханааб'-Пакаля I трон перешел к его старшему сыну Ах-Пицлаль-О'лю, который короновался в день 9.12.11.12.10, 8 Ок 3 К'айаб (10 января 684 года) в возрасте сорока восьми лет, приняв имя К'инич-Кан-Б'алама II. Вскоре новый владыка начал осуществление нескольких строительных проектов, благодаря которым он оставил свой след в истории города. В первую очередь К'инич-Кан-Б'алам II завершил обустройство усыпальницы своего отца, «Храма Надписей». Собственно пирамида над погребением могла быть построена еще при жизни К'инич-Ханааб'-Пакаля I, но мы определенно знаем, что панели, а также украшения внешней стороны храма были созданы в правление его сына, так как текст на западной панели из «Храма Надписей» завершается сообщением о коронации К'инич-Кан-Б'алама II, который «даровал свою заботу Б'олон-Йет-Наах». Точная дата посвящения «Храма Надписей» остается предметом споров. Эпиграфистами предлагались две вероятные даты, соответствующие 688 и 690 годам. Обе записаны над дверьми здания. Дэвид Стюарт отметил, что в храмах Паленке официальное сообщение о посвящении обычно записывалось на самом левом наружном простенке. В случае с «Храмом Надписей» таковым является «Простенок А», где к настоящему времени сохранились лишь отдельные иероглифы, включая знак дня Кавак. После изучения ранних прорисовок, выполненных в 1834 году Хуаном Галиндо, Стюарт пришел к выводу, что на «Простенке А» была прежде записана дата 9.12.18.4.19, 11 Кавак 17 Йашк'ин (6 июля 690 года), которая, принимая во внимание примеры из других храмов Паленке, вероятно, была датой посвящения «Храма Надписей».[xci]

Прорисовка панели из «Храма Креста», на которой изображено цветущее «мировое древо», растущее из жертвенной чаши или жаровни. По бокам изображен К'инич-Кан-Б'алам II сначала юношей, а затем взрослым. Панель датируется 692 годом
Прорисовка панели из «Храма Креста», на которой изображено цветущее «мировое древо», растущее из жертвенной чаши или жаровни. По бокам изображен К'инич-Кан-Б'алам II сначала юношей, а затем взрослым. Панель датируется 692 годом

Помимо оказания дани уважения памяти отца, К'инич-Кан-Б'алам II в начале своего царствования много внимания уделял укреплению внешних позиций Баакульского царства. Последняя четверть VII века ознаменовалась выходом на политическую арену долины Усумасинты царства Попо' (Тонина). Это царство было включено в систему политических отношений Западного региона и ранее, но лишь с конца VII века начинается активная военная экспансия Попо' на север и северо-восток от долины Окосинго. Можно предположить, что к этому времени, царями Попо' был завершен процесс подчинения долины Окосинго и ряда близлежащих районов (долины Наранхо, Цаконехи и др.), а уже после этого силы были брошены на покорение Левобережья Усумасинты. Экспансия Попо' привела его к ожесточенному противостоянию с Баакулем, продолжавшемуся не одно десятилетие. Первоначально успех был на стороне Лакамхи. Как сообщается в надписях на двух монументах из Паленке (панель из «Храма XVII» и правая панель святилища в «Храме Солнца»), в день 9.12.15.7.11, 10 Чувен 4 Сак (12 сентября 687 года) К'инич-Кан-Б'алам II «вошел в селение» царя Попо' Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля. Фраза «вошел в селение» (буквально «вошел в пещеру») употребляется в текстах майя в качестве стандартного обозначения успешного нападения или военного завоевания. Сам Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль, вероятно, погиб в бою или попал в плен, по крайней мере, уже через год в Попо' воцарился новый владыка, энергичный К'инич-Б'аакналь-Чаак. Сам Йукноом-Пуваль(?)-Вайваль, вероятно, погиб в бою или попал в плен, по крайней мере, уже через год в Попо' воцарился новый владыка, энергичный К'инич-Б'аакналь-Чаак.[xcii]

Панель из «Храма Лиственного Креста»Панель из «Храма Солнца»
Панель из «Храма Лиственного Креста» (слева) и Панель из «Храма Солнца» (справа)

О начале новой военной экспансии Баакуля в область Средней Усумасинты свидетельствует также то, что в день 9.12.18.5.0, 12 Ахав 18 Йашк'ин (7 июля 690 года) «пред ликом» К'инич-Кан-Б'алама II состоялась третья коронация царя Амт'уля (?) Муваан-Холь-Пакаля. Как мы помним, в 661 году Муваан-Холь-Пакаль был коронован в качестве вассала канульского «царя царей» Йукноом-Ч'еена ІІ. Теперь же Амт'уль сменил протектора и оказался в сфере влияния Баакуля. Косвенные данные свидетельствуют о том, что приблизительно между 690—692 годами Баакуль осуществил новый поход в Левобережье, в район долины Санто-Доминго, в результате которого К'инич-Кан-Б'аламом II были подчинены: Пе'туун (Ла-Мар), Анайте' и неидентифицированная местность К'ало. Прямых свидетельств о войне не сохранилось, но позднее царь Анайте' Йаш-Ак, владыка К'ало Сак-Б'алам и «человек из Пе'тууна» Чан-Маас были захвачены К'инич-Б'аакналь-Чааком, и на его победных монументах в Тонине они именуются «вассалами владыки Баакуля». Особый интерес здесь вызывает титул «владыка Анайте'». По предположению Саймона Мартина и Николая Грюбе, топоним Анайте' может соответствовать городищу Анайте II (к югу от Эль-Кайо, близ озера Санта-Клара), название Анайте в настоящее время также носит группа стремнин на Усумасинте между Йашчиланом и Пьедрас-Неграс. В таком случае это могла быть небольшая полития на Левобережье Усумасинты — в зоне влияния Йокиба. Подчинение Баакулем Пе'тууна и Анайте' означало, что в начале 90-х годов VII века Йокиб полностью потерял контроль над своими владениями в Левобережье Усумасинты. Баакуль же установил контроль над средним течением Усумасинты, а также средним и нижним течением реки Сан-Педро-Мартир, и продвинулся на юго-восток вплоть до границ Па'чана и Шукальнаха.[xciii]

Керамическая курильница с изображением бога огня. Во время раскопок платформы, лежащей в основе храмов Креста и Лиственного Креста, было обнаружено большое количество таких курильниц
Керамическая курильница с изображением бога огня. Во время раскопок платформы, лежащей в основе храмов Креста и Лиственного Креста, было обнаружено большое количество таких курильниц

Укрепив внешнеполитические позиции Баакуля и завершив строительство «Храма Надписей», К'инич-Кан-Б'алам II поручил своим архитекторам осуществить новый масштабный проект по строительству трех храмов «Группы Креста». В качестве места для строительства он выбрал область Лакамхи, расположенную к востоку от потока Отолум и к северу от, по меньшей мере, двух уже существовавших к тому времени погребальных сооружений, Храмов XVIII-A и XX. Вероятно, здесь стояли ранние храмы, погребенные под новой площадью. Сегодня храмы «Группы Креста» («Храм Креста», «Храм Лиственного Креста» и «Храм Солнца») признаны шедеврами мировой архитектуры и являются одним из основных источников для изучения религии древних майя. Они были посвящены в один день 9.12.19.14.12, 5 Эб 5 К'айаб (10 января 692 года), каждый из храмов группы являлся святилищем одного из богов «Паленкской Триады». Вместе храмы «Группы Креста» олицетворяют концепцию трехчастности вселенной и царской власти. «Храм Креста» является небесным храмом, связанным с солнечным возрождением и царской властью предков. «Храм Лиственного Креста» олицетворяет среднее пространство с его земледельческой культурой маиса и преобладанием воды, символизирует преемственность царской власти. В свою очередь, небольшой «Храм Солнца» явно изображает пещеру внутри земли, жилище солнечного божества, связанного с войной и военной властью. Таким образом, три ключевых элемента космологии (небо, вода и пещера) связывались с важнейшими аспектами царской власти (почитание предков, земледелие, война).[xciv]

В день 9.13.0.0.0, 8 Ахав 8 Во (18 марта 692 года) К'инич-Кан-Б'алам II отпраздновал окончание к'атуна. В связи с этим событием была создана единственная известная в Паленке полнофигурная стела.

Таким образом, к началу 690-х годов держава К'инич-Кан-Б'алама II находилась на пике своей мощи. Но уже вскоре после окончания к'атуна 9.13.0.0.0 проявляются признаки ослабления Баакульского царства. На первый план снова выходит противостояние с Попо', которое развернуло против Баакуля широкомасштабную военную кампанию. К'инич-Б'аакналь-Чаак еще в феврале 692 года одержал победу над неизвестным противником, а в середине того же года (более точная дата не сохранилась) пленил баакульского вассала царя Анайте' Йаш-Ака. После этого последовала целая череда поражений Баакуля в войне против Попо'. В день 9.13.0.10.3, 3 Ак'баль 11 Кех (7 октября 692 года) К'инич-Б'аакналь-Чаак разгромил баакульское войско и захватил в плен военачальника по имени К'авииль-Мо'. Судя по надписи на Монументе 145 из Тонины, в тот же день был захвачен еще один пленник — некий Б'ук'-Б'оок(?), ни титул, ни происхождение которого не указаны, но его пленение, несомненно, было прямо связано с поражением К'авииль-Мо'. Затем в день 9.13.1.0.4, 8 К'ан 7 Во (17 марта 693 года) К'инич-Б'аакналь-Чаак захватил в плен «человека из Пе'тууна» Чан-Мааса, который, по-видимому, также был вассалом К'инич-Кан-Б'алама II. В честь завоеваний 690-х годов К'инич-Б'аакналь-Чаак в 699 или 700 году построил и посвятил в Тонине большой стадион для игры в мяч, на котором были установлены рельефные панели, посвященные шести захваченным пленникам.[xcv]

Похоже, в результате войны с Попо' Баакуль утратил контроль над Левобережьем Усумасинты. Возможно, в ответ К'инич-Кан-Б'алам II предпринял новую попытку наступления на юго-востоке. В надписи на панели из «Храма XVII» в Паленке сообщается о пленении некоего юноши Б'олон-Ниха из области Чикиль. Датировка этого события остается спорной: если оно связано с первым фрагментом надписи, где говорится об «основании» Лакамхи в 490 году, то это, вероятно, 9.2.11.17.15, 3 Мен 13 К'айаб (8 марта 487 года), если же захват Б'олон-Ниха связан со вторым фрагментом, который посвящен вторжению в Попо' и пленению Йукноом-Пуваль(?)-Вайваля в 687 году, то его следует датировать днем 9.13.2.15.15, 3 Мен 13 К'айаб (17 января 695 года). По мнению Александра Сафронова, Чикиль, — это некая область в Левобережье, подконтрольная Йокибу или Попо', но расположенная неподалеку от Баакуля и попадавшая в сферу его интересов. В 695 году К'инич-Кан-Б'алам II попытался вернуть под свой контроль Левобережье, но, несмотря на пленение Б'олон-Ниха, это наступление не привело к желаемому результату.[xcvi]

В день 9.13.5.0.0, 1 Ахав 3 Поп (20 февраля 697 года) К'инич-Кан-Б'алам II отпраздновал окончание пятилетия. По этому случаю баакульський владыка получил в дар подвеску из жадеита, принадлежавшую царю Пакбуля (Помоны) …-К'ин-Б'аламу, который умер еще в марте 696 года.[xcvii]

О последних годах правления К'инич-Кан-Б'алама II ничего не известно. Этот правитель умер в день 9.13.10.1.5, 6 Чикчан 3 Поп (20 февраля 702 года) в возрасте 67 лет. Где находилось его погребение неизвестно, хотя Дэвид Стюарт осторожно предположил, что могилой К'инич-Кан-Б'алама II могло быть богатое захоронение, обнаруженное в 1994 году под «Храмом Черепа».[xcviii]

После смерти К'инич-Кан-Б'алама II трон Баакуля в день 9.13.10.6.8, 5 Ламат 6 Шуль (3 июня 702 года) перешел к его 58-летнему брату Хуш-Ак'иин(?)-Мату, который короновался под именем К'инич-К'ан-Хой-Читама II. Нового владыку долго готовили к занятию престола. В иероглифических текстах довольно подробно описывается путь Хуш-Ак'иин(?)-Мата из статуса царевича в статус царя. В день 9.10.18.17.19, 2 Кавак 12 Кех (19 октября 651 года) семилетний царевич перед изображениями богов совершил свое первое кровопускание и впервые получил табак. Вероятно, речь идет об обряде инициации. Далее в день 9.11.13.0.0, 12 Ахав 3 Ч'ен (7 августа 665 года) по случаю окончания тринадцатилетия Хуш-Ак'иин(?)-Мат «взял змею-веревку» (совершил некий неизвестный нам ритуал) и принес дары богам Триады. После воцарения его старшего брата К'инич-Кан-Б'алама II Хуш-Ак'иин(?)-Мат получил титул «б'аах ч'ок», то есть был официально объявлен наследником престола.[xcix]

Прорисовка части «Дворцовой палетки», на которой изображены К'инич-Ханааб'-Пакаль I и его супруга Иш-Ц'акб'у-Ахав, вручающие К'инич-К'ан-Хой-Читаму II мозаичный шлем «ко'хав» и так называемый «фигурный кремень», то есть сочетание идеограмм TOK'-PAKAL, «оружие» (буквально «кремень-щит»)
Прорисовка части «Дворцовой палетки», на которой изображены К'инич-Ханааб'-Пакаль I и его супруга Иш-Ц'акб'у-Ахав, вручающие К'инич-К'ан-Хой-Читаму II мозаичный шлем «ко'хав» и так называемый «фигурный кремень», то есть сочетание идеограмм TOK'-PAKAL, «оружие» (буквально «кремень-щит»)

Воцарение К'инич-К'ан-Хой-Читама II изображено на «Дворцовой Палетке» - большой панели, украшающей центр задней стены галереи «Корпуса A-D» Дворца. Следуя примеру других монументов такого рода из Паленке, К'инич-К'ан-Хой-Читам II показан здесь принимающим от своих родителей, К'инич-Ханааб'-Пакаля I и Иш-Ц'акб'у-Ахав, символы своего нового статуса – мозаичный шлем «ко'хав» и «фигурный кремень». С «Дворцовой Палеткой», однако, связана одна из загадок династической истории Баакуля. На ее фигурном рельефе, несомненно, изображен К'инич-К'ан-Хой-Читам II, но в иероглифической подписи к нему сообщается о рождении в день 1 Ахав 3 Вайаб некоего Хуш-Йоп-Хууна и о совершении им ритуала, словно этот таинственный персонаж был показан как царствующий на центральной сцене. Также и основной текст на монументе, посвященный событиям из жизни К'инич-К'ан-Хой-Читама II, оканчивается сообщением о посвящении «К'ал-Хууниль-Наах», «Чертога Повязания Головной Повязки» (вероятно, древнее название «Корпуса A-D» Дворца), который принадлежал Хуш-Йоп-Хууну. Кто же такой Хуш-Йоп-Хуун и как он был связан с К'инич-К'ан-Хой-Читамом II? По этому вопросу среди специалистов нет единого мнения. Флойд Лаунсбери предполагал, что Хуш-Йоп-Хуун – это младший сын К'инич-Ханааб'-Пакаля I, который родился в день 9.10.17.6.0, 1 Ахав 3 Вайаб (27 февраля 650 года) и в качестве регента правил в Баакуле от имени К'инич-К'ан-Хой-Читама II, который после 711 года находился в плену в Попо' (Тонине). Эта точка зрения была принята многими исследователями. Иное толкование предложил Дэвид Стюарт, по мнению которого Хуш-Йоп-Хуун – это полулегендарный царь первых веков нашей эры из «Холмов Агавы», упомянутый, в частности, на Стеле I из Копана под 159 годом, которому К'инич-К'ан-Хой-Читам II посвятил «Корпус A-D».[c]

Монумент 122 из Тонины (прорисовка Линды Шиле). Изображение К'инич-К'ан-Хой-Читама II в позе связанного полулежащего пленника
Монумент 122 из Тонины (прорисовка Линды Шиле). Изображение К'инич-К'ан-Хой-Читама II в позе связанного полулежащего пленника

О правлении К'инич-К'ан-Хой-Читама II известно сравнительно немного, но очевидно, что в это время Баакуль столкнулся со значительными внешнеполитическими трудностями. На лицевой стороне Стелы 4 из Пьедрас-Неграс помещено изображение йокибского царя К'инич-Йо'наль-Ака II с двумя пленниками, под одним из них сохранилась подпись: «юный Йо…н, царевич Пакбуля». К сожалению, дата пленения неизвестна, но сама стела была установлена по случаю окончания периода 9.13.10.0.0, 7 Ахав 3 Кумк'у (26 января 702 года). Как отмечалось выше, в 697 году царь Пакбуля подносил дар К'инич-Кан-Б'аламу II, следовательно, был его союзником или вассалом. Поэтому пленение пакбульского царевича, вероятно, свидетельствует о том, что Баакуль продолжал терять свои позиции. Главным его противником оставалось царство Попо'. В 708 году на троне Попо' воцарился сын К'инич-Б'аакналь-Чаака, которому на момент коронации исполнилось всего два года. Но, несмотря на правление малолетнего царя, Попо' сохранило контроль над Левобережьем Усумасинты и даже сумело одержать решительную победу над своим давним противником. На Монументе 122 из Тонины сохранилось изображение связанного полулежащего пленника. Из сопровождающего сцену иероглифического текста становится понятно, что это сам К'инич-К'ан-Хой-Читам II, и что Баакуль потерпел военное поражение в день 9.13.19.13.3, 13 Ак'баль 16 Йаш (30 августа 711 года). До недавнего времени считалось, что К'инич-К'ан-Хой-Читам II был пленен, доставлен в столицу победителей и там либо принесен в жертву, либо оставался в плену много лет, а в Лакамхе, тем временем, правили наместники. Но в 2003 году Дэвид Стюарт опубликовал статью, в которой убедительно доказал, что вскоре после поражения К'инич-К'ан-Хой-Читам II вернулся на баакульский трон.[ci] В надписи на Стеле 8 из Пьедрас-Неграс говорится, что в день 9.14.2.11.9, 6 Мулук 7 Моль (11 июля 714 года) К'инич-К'ан-Хой-Читам II совершил некое действие «пред ликом» К'инич-Йо'наль-Ака II. Йокиб и Попо' в то время, вероятно, были союзниками, поэтому можно предположить, что после неудачной войны 711 года баакульский владыка сохранил жизнь и даже власть, но попал в политическую зависимость от победившего альянса.[cii]

Панель, на которой изображен К'инич-К'ан-Хой-Читам II, совершающий ритуальный танец в одежде бога дождя, молнии и грома Чаака. Думбартон-Окс, Вашингтон.
Панель, на которой изображен К'инич-К'ан-Хой-Читам II, совершающий ритуальный танец в одежде бога дождя, молнии и грома Чаака. Дамбартон-Окс, Вашингтон.

На «Панели К'ан-Токов» сообщается, что в день 9.14.7.0.15, 6 Мен 13 К'анк'ин (13 ноября 718 года) К'инич-К'ан-Хой-Читам II утвердил на должности очередного «К'ан-Токского» владыку Ханааб'-Ахава, о котором сказано, что он был внуком К'инич-Ханааб'-Пакаля I, то есть являлся сыном или племянником самого К'инич-К'ан-Хой-Читама II.[ciii]

В день 9.14.8.14.15, 9 Мен 3 Йаш (14 августа 720 года) К'инич-К'ан-Хой-Читам II завершил строительство или обновление «Корпуса A-D» Дворца. Как отмечает Дэвид Стюарт, название сооружения «К'ал-Хууниль-Наах», «Чертог Повязания Головной Повязки», дает серьезные основания полагать, что оно задумывалось как место для осуществления коронаций и политических церемоний. К моменту посвящения «Корпуса A-D» К'инич-К'ан-Хой-Читам II царствовал уже 18 лет, поэтому сомнительно, что новое здание предназначалось для церемоний инаугурации правителей Баакуля, как «Корпус Е». Скорее, «Корпус A-D» использовался в качестве места, где под эгидой царя проходили церемонии утверждения различных подчиненных владык.[civ] Дата смерти К'инич-К'ан-Хой-Читама II неизвестна. Исходя из даты коронации преемника, можно предположить, что этот владыка умер в 721 году.


Примечания:

[xci] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 170-171

[xcii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 181; Сафронов А.В. Государства… страница 117

[xciii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 182; Сафронов А.В. Государства… страницы 117-118

[xciv] Подробнее о символике храмов «Группы Креста» смотрите Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 191-211

[xcv] Сафронов А.В. Государства… страницы 118-119, 122

[xcvi] Сафронов А.В. Государства… страницы 122-123

[xcvii] Сафронов А.В. Государства… страница 123

[xcviii] Stuart D. Palenque’s Temple of the Skull http://decipherment.wordpress.com/2007/04/20/palenques-temple-of-the-skull/

[xcix] Хроники… страница 34

[c] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 216; Хроники… страницы 37-38

[ci] Stuart D. Longer Live the King: The Questionable Demise of K'inich K'an Joy Chitam of Palenque. // The PARI Journal. (2003). 4(1).Pр.1-4 http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/401/media/LongerLivetheKing.pdf

[cii] Сафронов А.В. Государства… страница 125

[ciii] Skidmore J. The Rulers… Р. 79

[civ] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 218-219