К'инич-Ханааб'-Пакаль I (Великий): «хозяин пяти ступенчатых домов»

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Портрет К'инич-Ханааб'-Пакаля I в молодости, хранящийся ныне в Национальном музее антропологии (Мехико)
Портрет К'инич-Ханааб'-Пакаля I в молодости, хранящийся ныне в Национальном музее антропологии (Мехико)

К'инич-Ханааб'-Пакаль I (Великий) («Солнечная Водяная Лилия – Щит») – это, вероятно, самый известный из всех царей в истории классических майя. Его правление представляет собой прекрасный пример того, какой глубокий след может оставить в истории выдающаяся личность. В истории Баакульского царства К'инич-Ханааб'-Пакаль I занимает центральное место. Его потомки постоянно апеллировали к наследию славного предка, использовали происхождение от него для укрепления собственной легитимности. В наше время К'инич-Ханааб'-Пакаль I и его гробница в «Храме Надписей» стали одними из символов цивилизации доколумбовых майя.

«Храм Надписей» в разрезе – прорисована лестница, ведущая из святилища на вершине пирамиды к гробнице царя
«Храм Надписей» в разрезе – прорисована лестница, ведущая из святилища на вершине пирамиды к гробнице царя

Тронное (или, как говорится в иероглифических текстах, «священное венчальное») имя одиннадцатого баакульского владыки – это первое имя майя классического периода, прочитанное современными исследователями.[lx] Почтительный эпитет К'инич («Солнечный») будут затем использовать все потомки К'инич-Ханааб'-Пакаля I. Его личное, полученное при рождении, имя пока остается неизвестным.

 К'инич-Ханааб'-Пакаль I родился в день 9.8.9.13.0, 8 Ахав 13 Поп (26 марта 603 года). Данные анализа костных останков свидетельствуют о том, что местом рождения будущего владыки была Лакамха, вероятно, там же прошло его детство.[lxi] К роду предыдущих баакульских владык К'инич-Ханааб'-Пакаль I принадлежал только по линии своей матери Иш-Сак-К'ук' («Госпожа Белый Кецаль»). Его отец К'ан-Мо'-Хиш («Желтый Ара-Оцелот») на крышке саркофага самого К'инич-Ханааб'-Пакаля I именуется «Священным Владыкой Баакуля», но под портретом на стенке сказано, что он был «владыкой Чо'ха». Где располагался Чо'х неизвестно, вероятно, это было некое зависимое от Баакуля политическое образование. В самой Лакамхе никаких свидетельств правления К'ан-Мо'-Хиша нет. Фактически К'инич-Ханааб'-Пакаль I не имел прав на трон, поскольку традиционно наследование велось по мужской линии. Поэтому, став царем, он всю жизнь прилагал большие усилия для обоснования законности своей власти.

Портреты родителей К'инич-Ханааб'-Пакаля I К'ан-Мо'-Хиша (слева) и Иш-Сак-К'ук' (справа) на южной стенке саркофага в «Храме Надписей»
Портреты родителей К'инич-Ханааб'-Пакаля I К'ан-Мо'-Хиша (слева) и Иш-Сак-К'ук' (справа) на южной стенке саркофага в «Храме Надписей»

Из текста на восточной панели «Храма Надписей» следует, что К'инич-Ханааб'-Пакаль I воцарился в день 9.9.2.4.8, 5 Ламат 1 Моль (29 июля 615 года) в возрасте 12 лет. Это было крайне неблагоприятное для царства время: всего четырьмя годами ранее Лакамху разорили канульские войска. В контексте этого поражения мы можем лучше понять обстоятельства, которыми сопровождалась инаугурация нового владыки. Во-первых, важно отметить, что родители К'инич-Ханааб'-Пакаля I присутствовали при его коронации и прожили после этого события еще много лет. Как мы знаем, традиционно у майя трон наследовался после смерти родителей. Кроме того, как уже было отмечено, К'инич-Ханааб'-Пакаль I не был прямым наследником престола, его отец никогда не правил в Баакуле. Поэтому напрашивается вывод, что воцарение двенадцатилетнего мальчика было каким-то образом связано с недавними военными неудачами царства. Возможно, прямые наследники погибли во время войны или К'инич-Ханааб'-Пакаль I был возведен на трон по воле канульского «калоомте'», который мог рассчитывать, что при малолетнем владыке ему будет легче удержать Баакуль в сфере своего контроля. Имеющиеся в нашем распоряжении источники не дают возможности проверить обоснованность этих предположений. Но, в любом случае, воцарение подростка, принадлежащего к царскому роду только по женской линии, несомненно, явилось следствием династического кризиса и нарушения традиционного порядка престолонаследия.[lxii]

«Овальная Палетка» (прорисовка Линды Шиле). Сцена коронации К'инич-Ханааб'-Пакаля I. Юный владыка получает от своей матери Иш-Сак-К'ук' мозаичный шлем «ко'хав», один из символов царской власти
«Овальная Палетка» (прорисовка Линды Шиле). Сцена коронации К'инич-Ханааб'-Пакаля I. Юный владыка получает от своей матери Иш-Сак-К'ук' мозаичный шлем «ко'хав», один из символов царской власти

Церемония коронации К'инич-Ханааб'-Пакаля I изображена на так называемой «Овальной палетке» (рельеф на панели, которая располагалась прямо над царским троном во дворце). Новый владыка показан принимающим от своей матери мозаичный шлем «ко'хав», один из символов царской власти. Портрет К'инич-Ханааб'-Пакаля I на палетке, несомненно, соответствует его возрасту в 654 году, когда был посвящен «Дворец», а не времени коронации. В дальнейшем трехфигурные сцены, изображающие получение царем инсигний власти от родителей, будут очень популярны в иконографии Паленке. Бросается в глаза, что на «Овальной палетке» нет изображения К'ан-Мо'-Хиша. Это довольно странно, ведь на других аналогичных «инаугурационных» монументах из Паленке изображались как мать восходящего на трон владыки, так и его отец. Видимо, отсутствие отца объясняется тем, что К'инич-Ханааб'-Пакаль I унаследовал царский сан через свою мать. Идея получения власти от женщины была спроецирована и в мифическое прошлое. Согласно надписи из «Храма XIV», первое взятие царского скипетра «к'авииля» произошло в 931 году до нашей эры по повелению Богини Луны. В сопровождающей сцене К'инич-Кан-Б'алам II получает «к'авииль» от своей матери.[lxiii]

О первой половине правления К'инич-Ханааб'-Пакаля I известно мало. В день 9.9.13.0.17, 7 Кабан 15 Поп (22 марта 626 года), кажется, состоялся брак молодого царя с царевной из Хуште'к'уха Иш-Ц'акб'у-Ахав. Точное местонахождение Хуште'к'уха неизвестно, однако это царство упоминается также в текстах из Эль-Тортугеро (65 км к западу от Паленке) и, следовательно, располагалось где-то между этими городами. На «Дворцовой палетке» Иш-Ц'акб'у-Ахав именуется также «происходящей из Токтанских людей», следовательно, она была каким-то образом связана с резиденцией первых представителей династии. Именно от этого брака родились наследники К'инич-Ханааб'-Пакаля I на баакульском троне.[lxiv]

О внешней политике Баакульского царства в это время сведений почти нет. Вероятно, в середине 620-х годов сложился союз Баакуля с Сакц'и, который был направлен против Йокиба (Пьедрас-Неграс), главного союзника Кануля в Западном регионе. В день окончания пятилетия 9.9.15.0.0, 8 Ахав 13 Кумк'у (23 февраля 628 года) йокибский царь К'инич-Йо'наль-Ак I установил в Пьедрас-Неграс Стелу 26. На этом монументе вместе с йокибским владыкой изображены стоящие на коленях пленники – царь Сакц'и К'аб'-Чан-Те' («Ветвь Небесного Дерева») и баакульский «ах к'ухуун»[lxv] Ч'ок-Б'алам («Юный Ягуар»). Очевидно, сцена свидетельствует о победоносной для Йокиба войне против коалиции Баакуля и Сакц'и. Дата захвата пленников неясна. На Стеле 26 помимо даты установления монумента имелись еще две даты, но обе они и связанные с ними предложения сохранились плохо. Неясно даже, были ли пленники захвачены во время одной войны или в двух разных битвах. С уверенностью можно лишь сказать, что война или войны произошли в промежутке между окончанием пятилетия 9.9.10.0.0, 2 Ахав 13 Поп (21 марта 623 года) и установлением Стелы 26 в 628 году.[lxvi]

Все эти годы реальная политическая власть, видимо, оставалась в руках Иш-Сак-К'ук'. Даже после того, как К'инич-Ханааб'-Пакаль I достиг совершеннолетия, его мать руководила церемонией «установления камня» по случаю окончания к'атуна в день 9.10.0.0.0, 1 Ахав 8 К'айаб (27 января 633 года). Это крайне необычно, принимая во внимание, что к тому времени К'инич-Ханааб'-Пакалю I было уже 30 лет и позднее он упоминается в различных надписях в связи с аналогичными календарными событиями. Можно предположить, что Иш-Сак-К'ук' была не только регентшей при малолетнем сыне, но и осталась соправительницей после достижения им совершеннолетия.[lxvii]

В день 9.10.2.6.6, 2 Кими 19 Соц' (23 мая 635 года) у К'инич-Ханааб'-Пакаля I и Иш-Ц'акб'у-Ахав родился старший сын Ах-Пицлаль-О'ль, будущий царь Баакуля К'инич-Кан-Б'алам II. В день 9.10.7.13.5, 4 Чикчан 13 Йаш (12 сентября 640 года) умерла Иш-Сак-К'ук', а спустя несколько лет в день 9.10.10.1.6, 13 Кими 4 Паш (1 января 643 года) скончался и ее муж К'ан-Мо'-Хиш. Со смертью родителей начинается самостоятельное правление К'инич-Ханааб'-Пакаля I.[lxviii] В 640-х годах у К'инич-Ханааб'-Пакаля I родились еще двое сыновей: в день 9.10.11.17.0, 11 Ахав 8 Мак (5 ноября 644 года) родился Хуш-Ак'иин(?)-Мат, будущий царь К'инич-К'ан-Хой-Читам II, а в 9.10.15.6.8, 4 Ламат 16 Поп (17 марта 648 года) - Тивооль-Чан-Мат, отец будущего царя К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III.

Тем временем, на политическую сцену в регионе выходит расположенный к западу от Паленке Эль-Тортугеро. В день 9.10.11.3.10, 1 Ок 3 Кумк'у (9 февраля 644 года) «воссел на владычество» самый известный представитель династической линии Эль-Тортугеро Б'алам-Ахав. При новом царе Эль-Тортугеро, кажется, произошел открытый конфликт между двумя линиями баакульской династии. В день 9.10.11.9.6, 13 Кими 14 Сек (4 июня 644 года), всего через четыре месяца после воцарения Б'алам-Ахава, войска Эль-Тортугеро разорили Хуште'к'ух. Как известно, из Хуште'к'уха происходила жена К'инич-Ханааб'-Пакаля I Иш-Ц'акб'у-Ахав, следовательно, этот поход был прямо направлен против правителя Лакамхи. В дальнейшем Б'алам-Ахав одержал еще несколько военных побед, самым крупным его успехом было завоевание важного царства Хойчан (Комалькалько) в день 9.10.17.2.14, 13 Иш 17 Муваан (23 декабря 649 года). В день 9.11.2.17.4, 10 Кан 17 Йаш (13 сентября 655 года) армия Эль-Тортугеро во второй раз разорила Хуште'к'ух. Но вскоре после смерти Б'алам-Ахава в день 9.12.6.17.18, 6 Эц'наб 11 Сек (24 мая 679 года) политическая активность Эль-Тортугеро резко падает, высказывается даже предположение, что это царство было подчинено Лакамхой.[lxix]

Во второй половине 640-х годов К'инич-Ханааб'-Пакаль I начинает реализацию масштабной строительной программы в своей столице. Самым ранним известным зданием в Паленке из тех, которые сохранились до настоящего времени, является так называемый «Забытый Храм», расположенный примерно в 600 метрах к западу от главной группы сооружений. Фрагмент его штуковой надписи датирован днем 9.10.14.5.10, 3 Ок 3 Поп (5 марта 647 года). В тексте, украшающем внешнюю сторону храма, видимо, сообщается о посвящении сооружения в тот год, упоминаются К'инич-Ханааб'-Пакаль I и его родители. Вполне возможно, что «Забытый храм» являлся погребальным сооружением родителей царя. Именно здесь была обнаружена уже упоминавшаяся чаша из коллекции Дамбартон-Оакс, на которой содержится самая ранняя известная надпись из Паленке.[lxx]

Действительно поворотным моментом в истории Баакуля стало окончание к'атуна 9.11.0.0.0, 12 Ахав 8 Кех (14 октября 652 года). Этим днем датированы самые ранние из посвященных К'инич-Ханааб'-Пакалем I монументов. На центральной панели из «Храма Надписей» сказано, что в этот день К'инич-Ханааб'-Пакаль I совершил подношения богам Триады, а также «девяти небесным пращурам, шестнадцати пращурам и девяти сменяющим друг друга владыкам», то есть тем самым богам, которых в свое время не почтил Муваан-Мат.[lxxi] В течение последующих десяти лет в Лакамхе происходят радикальные преобразования, разворачивается бурное строительство. Именно в 650-х годах было возведено, несомненно, самое впечатляющее архитектурное сооружение Паленке, известное сегодня как Дворец.

Фотография Дворца Паленке, расположенного в центральной части городища – сердце древнего города. С компактного, но пропорционально спроектированного сооружения хорошо видны все перемещения в центре городища
Фотография Дворца Паленке, расположенного в центральной части городища – сердце древнего города. С компактного, но пропорционально спроектированного сооружения хорошо видны все перемещения в центре городища

Свой современный вид Дворец приобрел в результате многочисленных изменений и перестроек, сегодня он представляет собой трапециевидную в плане гигантскую платформу примерно 100 м длиной (по линии север — юг) и 75 м шириной (запад — восток). Высота варьирует от 6 до 9 м. На платформе, К'инич-Ханааб'-Пакалем I и его потомками последовательно возводились дворцовые помещения, разбитые вокруг внутренних прямоугольных двориков. Отдельные здания комплекса («Корпуса») сегодня принято обозначать буквами латинского алфавита. Перекрытия Дворца сделаны с использованием ступенчатого свода, стены (снаружи и изнутри), а также квадратные колонны обильно украшены фигурной лепкой и резьбой по слою штука и, видимо, были когда-то раскрашены в разные цвета (в ряде случаев сохранились следы окраски).[lxxii] Вопрос о подлинном предназначении этой жемчужины архитектуры майя остается открытым. Многие ученые считают Дворец резиденцией баакульских царей, но недавно эта точка зрения была оспорена Джорджем и Дэвидом Стюартами, которые отметили, что в помещениях Дворца обнаружено мало свидетельств использования их в бытовых целях, а связанное с ними искусство и надписи наводят на мысль о более специфической роли «Корпусов». По мнению этих исследователей, сооружения Дворца могли ежедневно использоваться в различных ритуальных и политических целях, но оставались в значительной степени обособленными от помещений для сна и приема пищи, то есть собственно жилищ. Местом же для домашнего жилья царей и цариц могли быть компактные здания «Группы Отолум», расположенные восточнее Дворца и позади «Храма Креста».[lxxiii]

План Дворца в Паленке
План Дворца в Паленке

Строительство Дворца было начато К'инич-Ханааб'-Пакалем I в 650-х годах и продвигалось довольно быстрыми темпами. Самыми ранними известными строениями Дворца являются погребенные под верхними постройками цокольные помещения, расположенные в южном конце и сегодня почти полностью разрушенные. Вероятно, они изначально планировались и строились как «подземные» здания. Внутренняя лестница обеспечивает доступ к наружным сооружениям, таким, как «Корпус Е», позволяя предположить, что в архитектурной конструкции изначально соединялись верхний и нижний ярусы внутри Дворца. Если цокольные помещения действительно изначально конструировались как темные внутренние залы, тогда сложно сказать, какую они выполняли функцию. На нескольких штуковых скульптурах над их внутренними дверными проемами показаны темы подземного мира, такие, как возрождающийся из воды Бог Маиса. Следовательно, эти нижние помещения, возможно, олицетворяли подземный мир.[lxxiv] Они были завершены и посвящены в июне 654 года, а уже спустя несколько месяцев, в день 9.11.2.1.11, 9 Чувен 9 Мак (4 ноября 654 года) был посвящен расположенный над цокольными помещениями и соединенный с ними лестницей тронный зал, который сегодня условно обозначается как «Корпус Е», а первоначально назывался «Сак-Нук-Наах», что означает «Дом с Белой Кожей». Вероятно, такое название объясняется тем, что это единственное здание Дворца, не окрашенное в красный цвет.[lxxv]

По всей вероятности, именно в это время в Лакамхе произошли усовершенствования строительной техники, позволившие расширить размер перекрываемого каменной кровлей пространства и создать отличающийся изяществом и гармоничностью местный архитектурный стиль. Об усилении Баакуля в середине 650-х годов свидетельствует также смена титула правителя: в датированной июнем 654 года надписи К'инич-Ханааб'-Пакаль I впервые имеет высший в политической системе майя титул «западного калоомте'».

В конце 650-х годов обостряется борьба за господство на Средней Усумасинте, на первый план снова выходит противостояние между Баакулем и вассалами Кануля. Как сообщается на Панели 2 из Пьедрас-Неграс, в день 9.11.6.2.1, 3 Имиш 19 Кех (24 октября 658 года) йокибский царь Ицам-К'ан-Ак III совершил обряд взятия «ко'хава». Текст сопровождается сценой, на которой изображен царь Йокиба, принимающий вместе со своим наследником Хой-Читам-Аком («Кружащий (?) Пекари-Черепаха») знаки подчинения от шести стоящих на коленях особ в ранге «ахав»: владыки области К'ан, члена царского рода Па'чана Хуш-Каб'-…, царя Ак'е Муйаль-Чан-К'авииля, флотоводца («великого ведущего каноэ») Шукальнаха Чаналь-Чак-Чиво' и правителей трех областей в составе Шукальнаха. Очевидно, на сцене представлен сбор царем Йокиба своих вассалов в преддверии некой военной кампании.[lxxvi]

В 659 году Баакуль начал наступление на соседние царства в долине Средней Усумасинты, которые, вероятно, поддерживались Канулем и Йокибом. Как следует из текста на Иероглифической лестнице Паленке, в день 9.11.6.16.11, 7 Чувен 4 Ч'ен (10 августа 659 года) К'инич-Ханааб'-Пакаль I пленил шестерых спутников царя Вабе' (Санта-Елены) Нуун-Ухоль-Чаака. Долгое время Нуун-Ухоль-Чаака ошибочно отождествляли с одноименным кукульским царем, который в это время противостоял экспансии Кануля в Петешбатуне и Петене. Линда Шиле полагала, что владыка Кукуля прибыл в Лакамху с царским визитом, а Николай Грюбе высказывал мысль о масштабной совместной военной кампании Баакуля и Кукуля в 659 году. Однако на основании анализа текста на западной панели «Храма Надписей» исследователи однозначно пришли к выводу, что Нуун-Ухоль-Чаак являлся царем Вабе', он также был захвачен в плен и шесть дней спустя приведен в Лакамху.[lxxvii]

В числе шестерых пленников, захваченных К'инич-Ханааб'-Пакалем I (их изображения и полная титулатура высечены во Дворце на восточном цоколе «Корпуса С», по краям от иероглифической лестницы), помимо знатных лиц из собственно Вабе' упоминаются также владыка Пакбуля-Пипы Ахиин-Чан-Ак и владыка неидентифицированного царства Хинах[lxxviii] (?) К'ан-Ахан-Ак. По мнению Марка Зендера, один из пленников был «человеком из К'ина», то есть левобережной части царства Йокиб. Это предположение было сделано на основе изображения головного убора пленника по имени Сак-Синам, в который был вписан иероглифический блок 'a-K'IN, «человек из К’ина». Однако в остальных пяти случаях в головные уборы вписаны имена пленников, поэтому вряд ли Сак-Синам здесь стал исключением, скорее, это часть его полного имени — Ах-К'инич-Сак-Синам.[lxxix]

Таким образом, царь Вабе' Нуун-Ухоль-Чаак был главой коалиции, в которую входили также царства Пакбуль-Пипа и Хинах. Писцы К'инич-Ханааб'-Пакаля I описывают победу над ней как грандиозный триумф баакульского царя, в котором приняли участие «девять раз по 8000 священных владык». В столицу были также доставлены боги побежденных, которых «съели» боги «Паленкской Триады». В надписи на Иероглифической лестнице Паленке победа 659 года представлена как «месть» за поражение 599 года. В результате этой войны Пакбуль-Пипа, Вабе' и не идентифицированное царство Хинах оказались под властью Баакуля. В число его вассалов, возможно, входил и Амт'уль (?)(Мораль-Реформа), где в день 9.11.8.12.10, 9 Ок 13 Соц' (10 мая 661 года) воцарился новый правитель Муваан-Холь-Пакаль, которому на момент коронации было всего пять лет. В честь победы во Дворце был возведен «Корпус С», в его посвящении в день 9.11.9.5.19, 4 Кавак 2 Паш (25 декабря 661 года) принимали участие шесть царевичей из Вабе'. Неясно, однако, присутствовали ли они в Лакамхе в качестве пленников или союзников.

Чрезмерное усиление Баакуля не могло не обеспокоить могущественного владыку Кануля Йукноом-Ч'еена ІІ. В начале 662 года он лично возглавил поход на запад. На Стеле 35 из Пьедрас-Неграс упоминается некое событие, возможно, ритуал зажжения огня, произошедшее в день 9.11.9.8.6, 12 Кими 9 Кумк'у (10 февраля 662 года) при участии царя Кануля. Через несколько дней канульские войска одержали ряд побед: 9.11.9.8.11, 4 Чувен 14 Кумк'у (15 февраля 661 года) разбили неизвестного противника, на следующий день разгромили Вабе'. В день 9.11.9.11.3, 4 Ак'баль 1 Сип (8 апреля 662 года) шестилетний амт'ульский царь Муваан-Холь-Пакаль вновь был коронован уже как вассал Йукноом-Ч'еена ІІ. Использованный при описании этого события термин «йичналь» («пред ликом») указывает на то, что «калоомте'» лично присутствовал при коронации малолетнего царя, то есть Йукноом-Ч'еен ІІ сам возглавлял войско во время похода в область Средней Усумасинты.[lxxx]

Подставка для курильницы из группы IV (прорисовка Линды Шиле)
Подставка для курильницы из группы IV (прорисовка Линды Шиле)

Впрочем, какие-то военные успехи одновременно имел и Баакуль. В надписи на цоколе «Корпуса D» Дворца Паленке сообщается, что 28-29 марта 662 года К'инич-Ханааб'-Пакаль I совершил жертвоприношение группы пленников. В тексте не указано, откуда они происходят, но, очевидно, из района нижнего течения Сан-Педро-Мартир, поскольку военный конфликт начала 662 года был завязан вокруг политий данной области. Дальнейшие военные действия были сосредоточены, главным образом, вокруг борьбы между Баакулем и Йокибом за контроль над Вабе'. В надписи на каменной подставке для курильницы из «Группы IV» в Паленке записано, что в день 9.11.10.5.17, 11 Кабан 15 Муваан (18 декабря 662 года) баакульское войско, возглавляемое влиятельным военачальником («йахавк'ак'ом», «владыкой огня») Ах-Сулем, предприняло ответный поход, в результате которого было захвачено некое селение Ах-Цихиль-Коха (?), царя Вабе'.[lxxxi] После этого Вабе' вернулось в сферу влияния Баакуля, хотя, видимо, ненадолго.

В одной из надписей «Корпуса С» Дворца Паленке сообщается о смерти в день 9.11.10.16.7, 13 Маник' 0 Моль (16 июля 663 года) царевича Пипа Ах-Йалата. По мнению Александра Сафронова, Ах-Йалат – это пробаакульский династ, бежавший из своего царства после завоевания его Канулем, но не менее вероятно, что это был умерший в Лакамхе пленник.

Борьба за Вабе', тем временем, продолжалась. На Панели 15 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.11.12.5.13, 12 Бен 1 Муваан (3 декабря 664 года) Ицам-К'ан-Ак III захватил в плен царя Вабе'. Из текста, впрочем, прямо не следует, удалось ли Йокибу восстановить контроль над этим царством.

Таким образом, результаты войны за контроль над областью Средней Усумасинты в 659-664 годах в целом остаются неясными. Кажется, Канулю и Йокибу удалось сохранить «status quo» в этом регионе, хотя ничего подобного триумфам 599 и 611 годов достигнуто не было.

Несмотря на длительные войны, в Лакамхе продолжалось оживленное строительство. Так, в день 9.11.15.14.19, 4 Кавак 7 Сек (22 мая 668 года) состоялось посвящение «Корпуса А» Дворца. Вероятно, примерно в это же время был построен «Корпус D». Не случайно, в двух посмертных надписях К'инич-Ханааб'-Пакаля I называют «обладателем пяти ступенчатых домов». В этом титуле указаны пять его важнейших построек внутри Дворца – «Корпуса» А, С, D, Е и, возможно, ранняя версия «Корпуса А-D».[lxxxii]

О последних годах жизни К'инич-Ханааб'-Пакаля I известно немного. Ближе к концу правления он начинает использовать не только традиционный титул «Священный Владыка Баакуля», но именуется также «Священным Владыкой Матвиля». Как известно, Матвиль – это название мифологической прародины, места, где были «сотворены» боги Триады. Поэтому новый титул мог отражать стремление царей Лакамхи провозгласить себя владыками не только Баакуля, государства в реальном мире, но и мифической прародины богов.[lxxxiii]

В день 9.12.0.6.18, 5 Эц'наб 6 К'анк'ин (16 ноября 672 года) умерла жена К'инич-Ханааб'-Пакаля I Иш-Ц'акб'у-Ахав. В 1994 году археологи Арнольдо Гонсалес и Фанни Лопес обнаружили под пирамидой «Храма XIII» богатую гробницу. В погребальной камере стоял большой саркофаг, окрашенный в красный цвет, но больше никак не украшенный. По обе стороны от прилегающего к стенам камеры гроба располагались скелеты принесенных в жертву лиц: мальчика лет 11 с западной стороны и женщины лет 30 – с восточной. Как только была убрана крышка саркофага, исследователи увидели хорошо сохранившийся скелет пожилой женщины, покрытый большим количеством жадеитовых бусинок и украшений из раковин, и также на удивление обильно окрашенный киноварью, за что покойной дали условное прозвище «Красная царица». Кто же был похоронен в «Храме XIII»? К сожалению, в гробнице не было найдено никаких надписей, которые могли бы помочь установить личность погребенной. Обнаруженная в склепе керамика датируется VII веком. Естественно, в качестве возможных претенденток на роль хозяйки гробницы сразу же были названы могущественная мать К'инич-Ханааб'-Пакаля I Иш-Сак-К'ук' и его жена Иш-Ц'акб'у-Ахав. Анализ сохранившихся в костях женщины ДНК точно показал, что она не имела близких генетических связей с К'инич-Ханааб'-Пакалем I. Следовательно, гробница не могла принадлежать Иш-Сак-К'ук'. Хотя прямых подтверждений этому нет, весьма вероятно, что в «Храме XIII» была погребена Иш-Ц'акб'у-Ахав, тем более, что это сооружение расположено неподалеку от гробницы самого К'инич-Ханааб'-Пакаля I в «Храме Надписей».[lxxxiv]

В надписи на западной панели из «Храма Надписей» сообщается о «прибытии» некоего Сак-Хап(?)-К'ина в день 9.12.3.6.6, 7 Кими 19 Кех (20 октября 675 года). Смысл события не вполне понятен, возможно, речь идет о какой-то очередной военной победе К'инич-Ханааб'-Пакаля I.[lxxxv]

В последние годы жизни К'инич-Ханааб'-Пакаля I, видимо, очень беспокоил вопрос о наследовании престола. На сильно поврежденном штуковом рельефе из «Храма XVIII», созданном в 30-х годах VIII века, содержится уникальная историческая информация, свидетельствующая о противоречиях внутри царской семьи и стремлении престарелого владыки решить вопрос престолонаследия. На рельефе некогда были изображены несколько персонажей, которые сидели или стояли по сторонам от расположенного в центре трона. Хотя большинство портретов совершенно разрушены, подпись к сцене и имена участников сохранились почти неповрежденными. Событие датируется днем 9.12.6.12.0, 5 Ахав 18 К'айаб (26 января 679 года), поэтому логично предположить, что в центре сидящим на троне изображен правивший в то время К'инич-Ханааб'-Пакаль I. Справа от него сохранились три подписи, соответствующие прединаугурационным именам его сыновей: Ах-Пицлаль-О'ля (К'инич-Кан-Б'алама II), Хуш-Ак'иин[lxxxvi](?)-Мата (К'инич-К'ан-Хой-Читама II) и Тивооль-Чан-Мата. По меньшей мере, еще один персонаж по имени Чак-…-Виник был изображен в левой части сцены. Содержание сцены описано в двух колонках, расположенных между царем и Чак-…-Виником. Судя по тексту, это прямая речь последнего, обращенная к владыке: «устроено твое царство, владыка Матвиля, и умиротворено твое сердце, когда ты устроил его…». Напрашивается вывод, что речь идет об установлении престарелым К'инич-Ханааб'-Пакалем I порядка наследования престола между тремя его сыновьями, каждый из которых к тому времени уже был совершеннолетним или даже среднего возраста.[lxxxvii] В дальнейшем баакульский трон переходил именно от брата к брату. Правда, младший сын К'инич-Ханааб'-Пакаля I Тивооль-Чан-Мат так и не дождался своей очереди «воссесть на владычество». Он умер еще при жизни отца в день 9.12.8.9.18, 7 Эц'наб 6 Муваан (4 декабря 680 года). Вместо Тивооль-Чан-Мата трон наследовал его сын Чулук-Тохлоок, принявший имя К'инич-Акуль-Мо'-Наб'а III. По мнению Джорджа и Дэвида Стюартов, гробницей Тивооль-Чан-Мата могло быть небольшое мужское «Погребение 1», обнаруженное под полом «Храма XVIII».[lxxxviii]

Погребальная маска К'инич-Ханааб'-Пакаля I
Погребальная маска К'инич-Ханааб'-Пакаля I

В 670-х годах, видимо, было начато строительство усыпальницы К'инич-Ханааб'-Пакаля I — не имеющего аналогов по замыслу и масштабу храма «Б'олон-Йет-Наах», «Чертога Девяти Свершений», ныне известного как «Храм Надписей». К'инич-Ханааб'-Пакаль I скончался в день 9.12.11.5.18, 6 Эц'наб 11 Йаш (31 августа 683 года) в возрасте более 80 лет, и был погребен в заранее приготовленной гробнице в пирамиде «Храма Надписей» вместе с бесчисленными сокровищами и шестью принесенными в жертву молодыми людьми. Погребение было вскрыто археологической экспедицией под руководством Альберто Руса Луилье 27 ноября 1952 года после четырех лет раскопок.[lxxxix] Высокий общественный статус усопшего не вызывал сомнений, однако, отождествление его личности столкнулось с определенными проблемами. Дело в том, что дважды проведенная мексиканскими антропологами (в 1952 и 1971 годах) экспертиза возраста похороненного, которая основывалась на состоянии зубов, приходила к выводу, что это лицо в возрасте между 40 и 45 годами. Между тем, в соответствии с данными надписей, К'инич-Ханааб'-Пакаль I умер после 80-ти лет. Несоответствие было вопиющим и породило споры между историками и археологами, продолжавшиеся более трех десятилетий. Лишь в 2003 году была проведена новая экспертиза, осуществленная с использованием новейших методов исследования костных останков, которая показала, что в саркофаге «Храма Надписей» был похоронен мужчина в возрасте около 80-ти лет, то есть К'инич-Ханааб'-Пакаль I.[xc]


Примечания:

[lx] Kelley, D. Kakupacal and the Itzas // Еstudios de Cultura Maya. Vol.7. México,1968. Pр. 255-257

[lxi] Skidmore J. Advanced Age Confirmed for Pakal of Palenquehttp://www.mesoweb.com/reports/pakal.html

[lxii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 149-150

[lxiii] Беляев Д.Д., Токовинин А.А. Сакральная власть…

[lxiv] Skidmore J. The Rulers… Р. 71

[lxv] Ах к'ухуун («Человек священной бумаги?») – один из высших сановных титулов в царствах майя классического периода. Вероятно, этим термином обозначалась обширная категория чиновников и должностных лиц, занятых в центральном и дворцовом управлении.

[lxvi] Biro P. Sak Tz'i' in the Classic Period Hieroglyphic Inscriptions // Mesoweb Articles. 2005, Note 2. http://www.mesoweb.com/articles/biro/SakTzi.pdf

[lxvii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 150

[lxviii] Хроники… страница 25

[lxix] Подробнее о Б'алам-Ахаве и истории Эль-Тортугеро смотрите Gronemeyer S. Tortuguero, Tabasco, Mexiko: Geschichte einer klassischen Maya-Stadt, dargestellt an ihren Inschriften. 2 Volumes. Master Thesis. Bonn: Rheinische Friedrich-Wilhelms-Universität, Institut für Altamerikanistik und Ethnologie. http://www.wayeb.org/download/theses/gronemeyer_2004_1.pdf

[lxx] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 151-152

[lxxi] Хроники… страница 18

[lxxii] Гуляев В.И. Города-государства майя (структура и функции города в раннеклассовом обществе) http://www.indiansworld.org/maya_cities30.html

[lxxiii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 153-154

[lxxiv] Stuart D., Stuart G. Palenque… Р. 155

[lxxv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 163

[lxxvi] Сафронов А.В. Государства… страница 105

[lxxvii] Сафронов А.В. Государства… страницы 107-108

[lxxviii] Другое возможное чтение названия царства – Чох.

[lxxix] Сафронов А.В. Государства… страница 109

[lxxx] Сафронов А.В. Государства… страница 110

[lxxxi] Текст на подставке для курильницы из «Группы IV» не имеет дат «Долгого счета», поэтому его начальная дата Календарного круга может соответствовать как дню 9.8.14.17.5, 8 Чикчан 13 Соц' (23 мая 608 года), так и 9.11.7.12.5, 8 Чикчан 13 Соц' (10 мая 660 года). «Ранней» хронологии придерживаются, в частности, Стэнли Гюнтер, Марк Зендер, Саймон Мартин и Джоел Скидмор. В то же время, Александр Токовинин, которого в дальнейшем поддержал Дэвид Стюарт, принимают «позднюю хронологию». Вторая точка зрения представляется более обоснованной, поскольку, во-первых, упомянутые в надписи Ах-Суль и Йук-Мак'б'ахте' по данным других текстов действовали в середине VII века, во-вторых, в одном из описанных на памятнике ритуалов участвовал К'инич-Кан-Б'алам ІІ (684-702 гг.), на правление которого соответствующая дата 4 Маник' 10 Сак, выпадает только в случае позднего варианта хронологии (это будет 9.13.9.11.7, 15 сентября 701 года).

[lxxxii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 161-162

[lxxxiii] Skidmore J. The Rulers… Р. 60

[lxxxiv] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 183-184

[lxxxv] Хроники… страница 20

[lxxxvi] Чтение знака Т1013b и его заменителя Т190:526 как Ак'иин предложено Юрием Полюховичем, Дмитрий Беляев предлагает чтение Уман (смотрите Хроники… страница 36, примечание 5)

[lxxxvii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 162-163; Беляев Д.Д., Пакин А.В. Правитель и его подданные в государствах древних майя http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/ruler_vassals.html#text19

[lxxxviii] Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 221-222

[lxxxix] Подробнее об истории открытия гробницы К'инич-Ханааб'-Пакаля I и о символике «Храма Надписей» смотрите Stuart D., Stuart G. Palenque… Рр. 166-182; Гуляев В.И. Древние Майя. Загадки погибшей цивилизации. – М.: «Знание», 1983. Царская гробница в Паленке: легенды и факты. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st004.shtml

[xc] Skidmore J. Advanced…