Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Конец истории Йокиба

Стюфляев Максим ::: История царств майя

О двух следующих царях Йокиба известно сравнительно немного, хотя оба они были тесно связаны с Ицам-К'ан-Аком IV. В день 9.16.6.17.1, 7 Имиш 19 Во (14 марта 758 года) на трон Йокиба взошел новый правитель К'инич-Йо'наль-Ак III. Об этом событии мы знаем из надписи на Стеле 14, которую К'инич-Йо'наль-Ак III установил у основания пирамиды О-13 по случаю окончания периода 9.16.10.0.0, 1 Ахав 3 Сип (17 марта 761 года). На монументах К'инич-Йо'наль-Ака III нигде не зафиксировано имя его отца, однако можно предположить, что он был одним из сыновей (скорее всего, старшим) Ицам-К'ан-Ака IV. На панели 3 из Пьедрас-Неграс в связи с уже упоминавшейся церемонией 749 года за спиной царя изображены «юный владыка Йокиба» Т'уль-Чиик и «юноша» Мо'-Чаак. Скорее всего, они оба являлись младшими сыновьями Ицам-К'ан-Ака IV, иначе вряд ли были бы изображены на монументе подобного ранга. Позднее, в 783 году Мо'-Чаак короновался как царь Пе'тууна. Судьба второго юноши, который на Панели 3 назван наследником йокибского трона, неизвестна, в надписях из региона Пьедрас-Неграс он нигде больше не упоминается. Скорее всего, это тот же самый человек, что и плененный па'чанским царем Йашун-Б'аламом IV в день 9.16.8.3.18, 9 Эц'наб 11 Йашк'ин (14 июня 759 года) «владыка К'ина» Т'уль-Чиик, изображенный на Притолоке 1 из Ла-Пасадиты. Панель 3 была установлена последним известным царем Йокиба К'инич-Йат-Аком II, который, без сомнения, состоял в близком родстве с Мо'-Чааком, поэтому ретроспективная надпись и иконография панели весьма демагогичны, на ней упомянуты только те сыновья Ицам-К'ан-Ака IV, которые были выгодны К'инич-Йат-Аку II.[lx]

Стела 14 из Пьедрас-Неграс, установленная, вероятно, в 761 году. На монументе запечатлено воцарение К'инич-Йо'наль-Ака III в 758 году.
Стела 14 из Пьедрас-Неграс, установленная, вероятно, в 761 году. На монументе запечатлено воцарение К'инич-Йо'наль-Ака III в 758 году.

Как и его предшественник, К'инич-Йо'наль-Ак III после утверждения на троне занялся укреплением своей власти на местах. На Панели 1 из Эль-Кайо сообщается, что в день 9.16.12.2.6, 13 Кими 19 Соц' (22 апреля 763 года) состоялось утверждение в должности нового «сахаля» Йашнииля Ах-Чак-Синам-К'утиима. Любопытно, что данная церемония проходила под эгидой царя Сакц'и Ах-Сак-Маша («Человек Белой Обезьяны»). Йашнииль был одной из ключевых областей в составе Йокиба, утверждение местных «сахалей» правителем Сакц'и говорит о том, что это царство весьма сильно влияло на Йокиб в третьей четверти VIII века.[lxi]

Стела 14 там, где она была найдена в 1935 г. (Фото: Penn Museum image #15543)
Стела 14 там, где она была найдена в 1935 г. (Фото: Penn Museum image #15543)

По случаю окончания пятилетия 9.16.15.0.0, 7 Ахав 18 Поп (19 февраля 766 года) К'инич-Йо'наль-Ак III установил Стелу 16. На этом монументе описывается церемония коронации, имевшая место в день 9.16.12.10.8, 6 Ламат 1 Мак (1 октября 763 года). В свое время Татьяна Проскурякова полагала, что речь шла о воцарении очередного владыки Йокиба (так называемый «Правитель 6»), однако в действительности в тексте говорилось о восхождении на трон нового царя Пе'тууна под покровительством К'инич-Йо'наль-Ака III. Почет, оказанный царю Пе'тууна, который был удостоен упоминания на стеле из Пьедрас-Неграс, свидетельствует о значении его царства в то время. Саймон Мартин и Николай Грюбе даже полагают, что отец К'инич-Йо'наль-Ака III Ицам-К'ан-Ак IV мог иметь какие-то особые связи с Пе'тууном.[lxii]

Точная дата смерти К'инич-Йо'наль-Ака III неизвестна. Очевидно, он умер между февралем 766 года, когда было отпраздновано окончание пятилетия, и февралем 767 года, когда на трон Йокиба взошел Ха'-К'ин-Шоок.[lxiii]

Стела 13 из Пьедрас-Неграс. На монументе изображен Ха'-К'ин-Шоок, разбрасывающий копал по случаю окончания к'атуна 9.17.0.0.0 (771 год).
Стела 13 из Пьедрас-Неграс. На монументе изображен Ха'-К'ин-Шоок, разбрасывающий копал по случаю окончания к'атуна 9.17.0.0.0 (771 год).

Хотя Стела 23 из Пьедрас-Неграс сегодня в значительной степени разрушена, в надписи на этом монументе можно разобрать сообщение о воцарении в день 9.16.16.0.4, 7 К'ан 17 Поп (18 февраля 767 года) нового правителя с необычным для йокибских владык именем Ха'-К'ин-Шоок («Водяная Солнечная Акула»).

Мы мало знаем о деятельности Ха'-К'ин-Шоока, поскольку его монументы сохранились плохо. Кажется, он был сыном Ицам-К'ан-Ака IV и братом К'инич-Йо'наль-Ака III. Известно, что в день 9.17.1.2.12, 9 Эб 0 Сип (11 марта 772 года) Ха'-К'ин-Шоок принял участие в погребении «сахаля» Йашнииля. Имя «сахаля» почти не сохранилось, вероятно, это был Ах-Чак-Синам-К'утиим. Сакц'и сохранило влияние на Йашнииль, новый «сахаль» Чан-Панак-Вайаб' был утвержден на должность в день 9.17.1.5.9, 1 Мулук 17 Сек (7 мая 772 года), как и его предшественник, под покровительством Ах-Сак-Маша. Конец жизни Ха'-К'ин-Шоока описан его преемником К'инич-Йат-Аком II на прекрасном Троне 1 из Пьедрас-Неграс. На этом монументе сказано, что в день 9.17.10.6.1, 3 Имиш 4 Соц' (2 апреля 781 года) ««разорвал [повязку] Ха'-К'ин-Шоок, священный владыка Йокиба, тогда он оставил царственность в Хиштууне», то есть отрекся от трона и принес подношение молодому Ах-Хуун-Тот-Наку.[lxiv]

В день 9.17.10.9.4, 1 К'ан 7 Йашк'ин (4 июня 781 года) Ах-Хуун-Тот-Нак короновался как новый владыка Йокиба и принял имя К'инич-Йат-Ака II.  Его правление является временем контраста между подъемом в искусстве, проявившемся в создании самых изящных скульптур Пьедрас-Неграс, и военной катастрофой, вследствие которой жизнь царя закончилась поражением и пленом. К'инич-Йат-Ак II родился в день 9.15.18.16.7, 12 Маник' 5 Соц' (11 апреля 750 года). Имя его отца не сохранилось, но, как и два его предшественника, К'инич-Йат-Ак II уделял много внимания Ицам-К'ан-Аку IV и наверняка являлся его потомком. В текстах К'инич-Йат-Ака II неоднократно упоминается некий Мо'-Чаак, который стал царем Пе'тууна в день 9.17.12.4.9, 2 Мулук 2 Во (19 февраля 783 года). Вероятно, К'инич-Йат-Ак II и Мо'-Чаак были близкими родственниками. Александр Сафронов полагает, что К'инич-Йат-Ак II мог быть сыном йокибского царевича Т'уль-Чиика, который принимал участие в церемонии 749 года и был пленен в 759 году Йашун-Б'аламом IV. Если в 749 году Т'уль-Чиику было около 15—16 лет, то через год у него вполне мог появиться сын. Как уже было сказано, на Панели 3 из Пьедрас-Неграс в числе участников церемонии 749 года помимо Т'уль-Чиика упоминается некий «юноша» Мо'-Чаак. Вероятно, Т'уль-Чиик и Мо'-Чаак были братьями. Следовательно, Мо'-Чаак мог приходиться К'инич-Йат-Аку II дядей и его значимая роль при дворе племянника находит объяснение.[lxv]

В день 9.17.11.6.1, 12 Имиш 19 Сип (28 марта 782 года) К'инич-Йат-Ак II «освятил дом погребения» Ицам-К'ан-Ака IV, то есть совершил некий обряд в гробнице своего предшественника. В знак уважения к этому владыке К'инич-Йат-Ак II установил в стене пирамиды О-13 великолепную Панель 3, на которой описывается торжественная церемония, организованная Ицам-К'ан-Аком IV по случаю двадцатилетия своего пребывания у власти.[lxvi]

На панелях 1 и 4 из Лаштунича (неидентифицированный локальный центр в составе царства Па'чан), на которых повествуется о событиях 783 года, указано, что создавший их скульптор Майуй-Ти' происходил из К'ина. Учитывая напряженные отношения между Па'чаном и Йокибом, мы можем предположить, что до 783 года между ними произошла война, и в плен к Ицамнаах-Б'аламу IV попал йокибский скульптор, который стал работать при дворе па'чанского царя.[lxvii]

Стела 15 из Пьедрас-Неграс, установленная в 785 году. На этом позднем этапе истории Йокиба ничто не предвещало грядущий упадок, напротив, в правление К'инич-Йат-Ака II в искусстве наблюдается подъем, проявившийся в создании самых изящных скульптур городища Пьедрас-Неграс.
Стела 15 из Пьедрас-Неграс, установленная в 785 году. На этом позднем этапе истории Йокиба ничто не предвещало грядущий упадок, напротив, в правление К'инич-Йат-Ака II в искусстве наблюдается подъем, проявившийся в создании самых изящных скульптур городища Пьедрас-Неграс.

Окончание пятилетия 9.17.15.0.0, 5 Ахав 3 Муваан (6 ноября 785 года) К'инич-Йат-Ак II отметил установлением на платформе пирамиды О-13 Стелы 15, которая ознаменовала переход к новой почти целиком круглой скульптуре, и посвящением дворцовой галереи Чахук-Наах, обозначаемой сегодня как «Здание J-6», в которой был установлен Трон 1. Трон располагался в специальной нише, на его ножках и сиденье был изящно вырезан текст, а его спинка имела форму маски с изображениями двух персонажей, вероятно, родителей царя.[lxviii]

В конце 780-х годов Йокиб начинает борьбу за доминирование в регионе Средней Усумасинты. На Стеле 12 из Пьедрас-Неграс повествуется о победах К'инич-Йат-Ака II над царствами Вабе' (Санта-Елена) и Пакбуль (Помона). В день 9.17.16.14.19, 1 Кавак 12 Сак (27 августа 787 года) К'инич-Йат-Ак II захватил в плен Те'-Ниб'-Куха, военачальника царя Вабе' К'ак'-…-Муваана (?). Спустя 5 лет войска Йокиба и его вассалов разорили Пакбуль. На Стеле 3 из Ла-Мара сообщается, что в день 9.18.1.8.18, 3 Эц'наб 6 Соц' (1 апреля 792 года) царь Пе'тууна Мо'-Чаак обезглавил 13 пленников, захваченных во время войны с Пакбулем. Через несколько дней в 9.18.1.9.2, 7 Ик' 10 Соц' (5 апреля 792 года) уже К'инич-Йат-Ак II одержал победу над Пакбулем и «посчитал» захваченных пленников. Это действие зафиксировано на лицевой стороне Стелы 12, где царь К'инич-Йат-Ак II изображен сидящим на троне, а у его подножия распростерты девять связанных пленников, среди которых самыми важными были четыре пакбульских «сахаля»: Ч'еен-Сууц' из …чиха, Сак-Сууц' из К'инлакамте', Ах-К'есем-Тоок' из Саккаба и К'ан-Б'олон из К'ана. Остальные пятеро узников названы только по именам, без каких-либо титулов. Пленные «сахали» не были умерщвлены, а признали власть К'инич-Йат-Ака II и будут фигурировать в событиях 794 года.[lxix]

Стела 12 из Пьедрас-Неграс. Празднование К'инич-Йат-Аком II побед над Пакбулем в 792 и 794 годах, достигнутых при содействии Мо'-Чаака, царя Пе'тууна.
Стела 12 из Пьедрас-Неграс. Празднование К'инич-Йат-Аком II побед над Пакбулем в 792 и 794 годах, достигнутых при содействии Мо'-Чаака, царя Пе'тууна.

Победа над Пакбулем не была окончательной. Почти через два года имела место вторая война Йокиба с этим царством. Покоренные в 792 году пакбульские «сахали» Сак-Сууц' из К'инлакамте', Ах-К'есем-Тоок' из Саккаба и … из К'ана, подняли восстание против царя Йокиба, которому пришлось вновь вторгнуться в Пакбуль и в день 9.18.3.5.19, 1 Кавак 2 Вайеб (22 января 794 года) вторично его разгромить. Ч'еен-Сууц' из …чиха сохранил верность царю Йокиба и в связи с событиями 794 года назван не «спутником» (то есть пленником), а «сопровождающим» К'инич-Йат-Ака II. На лицевой стороне Стелы 12 он единственный из всех пленников изображен несвязанным и у самых ног царя Йокиба, тем самым подчеркивалось его зависимое положение. Как и в первой войне против Пакбуля, в походе 794 года активное участие принимал Мо'-Чаак, именно он пленил Сак-Сууц'а из К'инлакамте'. Через несколько месяцев после второй войны в день 9.18.3.15.4, 4 К'ан 2 Йаш (26 июля 794 года) произошло неизвестное событие с участием царя Пакбуля, возможно, речь идет о воцарении ставленника Йокиба.[lxx]

В результате побед над Вабе' и Пакбулем Йокиб укрепил свои позиции на Средней Усумасинте. Следует отметить, что в это время нет сведений о крупных столкновениях Йокиба и Па'чана. Главным соперником Па'чана в конце 780-х годов выступает Сакц'и, Йокиб же сосредоточил свои силы на северо-западных границах. Положение существенным образом меняется во второй половине 790-х годов. В 796-799 годах па'чанский царь Ицамнаах-Б'алам IV установил контроль над ключевыми союзниками Йокиба - царствами Наман и Хиш-Виц.[lxxi] Па'чан стал доминирующей державой в верхнем и среднем течении Усумасинты. Но, несмотря на подчинение самых важных вассалов Йокиба, Ицамнаах-Б'алам IV так и не смог одержать победу над самим Йокибом. Это сделал его сын и преемник К'инич-Татб'у-Холь IV. Как сообщается на Притолоке 10 из Йашчилана, в день 9.18.17.12.6, 7 Кими 14 Сип (16 марта 808 года) па'чанское войско выступило в поход, очевидно, направленный против Йокиба, и по мере своего продвижения разорило ряд соседних областей, включая К'ухте'ель (возможно, местность близ подконтрольного Йокибу Йашнииля) и Йашхульвиц (местонахождение неизвестно). Кроме того, был захвачен в плен некий Ах-Йаш-Мо'-Суц'. В честь этих побед К'инич-Татб'у-Холь IV в день 9.18.17.13.10, 5 Ок 18 Соц' (9 апреля 808 года) посвятил святилище Ах-К'ак'-О'-Чаака (вероятно, современное «Здание 3»), а спустя четыре дня совершил ритуал бросания. При описании этого ритуала упоминается царь Йокиба К'инич-Йат-Ак II, который назван «пленником» К'инич-Татб'у-Холя IV. Очевидно, йокибский владыка попал в плен в ходе войны 808 года, которая завершилась разгромом и, вероятно, распадом его царства.

Трон 1 из Пьедрас-Неграс, установленный в 785 году. Спинка, сиденье, а также передние  и боковые стороны ножек трона были украшены иероглифическим текстом. Трон был обнаружен археологами Пенсильванского Университета умышленно разбитым на куски и разбросанным по дворцовой галерее J-6.
Трон 1 из Пьедрас-Неграс, установленный в 785 году. Спинка, сиденье, а также передние и боковые стороны ножек трона были украшены иероглифическим текстом. Трон был обнаружен археологами Пенсильванского Университета умышленно разбитым на куски и разбросанным по дворцовой галерее J-6.

События 808 года – последняя известная нам страница в истории Йокиба. Вскоре после неудачной войны с Па'чаном единое царство Йокиба-К'ина, вероятно, прекратило свое существование. Сильванус Морли датировал Алтарь 3 из Пьедрас-Неграс окончанием к'атуна 9.19.0.0.0, 9 Ахав 18 Моль (28 июня 810 года), однако эта датировка не является надежной, так как монумент очень плохо сохранился. Археологические данные свидетельствуют о том, что Пьедрас-Неграс подвергся жестокому разорению. Трон 1 был найден умышленно разбитым на куски и разбросанным по дворцовой галерее J-6, а в ходе недавних раскопок в нескольких местах городища были обнаружены следы пожарищ. В 1930-х годах такие находки послужили основанием для выдвижения гипотезы о народном восстании как причине коллапса классической цивилизации, однако современные исследователи склонны объяснять подобные разрушения военным вторжением.[lxxii]

Сожженный Пьедрас-Неграс вскоре опустел. В IX веке, по необъяснимым до сих пор причинам, наступает общий кризис классической культуры майя. Большинство классических центров на всей территории низменностей (не только в Западном регионе) покидает население, классические государства майя приходят в упадок. Вместе с этим исчезает традиция установления монументальных памятников, поэтому, уже начиная с терминального классического периода (850—1000 годы), отсутствуют, за исключением редких примеров, эпиграфические источники по истории майя.[lxxiii]


Примечания:

[lx] Сафронов А.В. Государства… страницы 140-141

[lxi] Сафронов А.В. Государства… страница 144

[lxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 151

[lxiii] Teufel S. Die Monumentalskulpturen… Р. 203

[lxiv] Сафронов А.В. Государства… страница 149. Саймон Мартин и Николай Грюбе несколько иначе интерпретируют текст на Троне 1. По их мнению, Ха'-К'ин-Шоок не отрекался от власти, а умер в день 9.17.9.5.11, 10 Чувен 19 Сип (28 марта 780 года), дата же 9.17.10.6.1, 3 Имиш 4 Соц' (2 апреля 781 года) была связана с неким обрядом, осуществленным Ах-Хуун-Тот-Наком, возможно, погребением Ха'-К'ин-Шоока и установлением какого-то изображения в его погребальном святилище (Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 151).

[lxv] Сафронов А.В. Государства… страница 149

[lxvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 152

[lxvii] Сафронов А.В. Государства… страница 146

[lxviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 152

[lxix] Сафронов А.В. Государства… страницы 150-151

[lxx] Сафронов А.В. Государства… страница 152

[lxxi] Подробнее о походах Ицамнаах-Б'алама IV смотрите в главе «Завоевательные походы Ицамнаах-Б'алама IV и конец истории Па'чана» очерка «Царство Па'чан (Йашчилан). 

[lxxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 153

[lxxiii] Сафронов А.В. Государства… страница 159