«Золотой век» Кануля в правление Йукноом-Ч'еена II (Великого) (636-686)

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Правление Йукноом-Ч'еена II (Великого) является периодом расцвета Канульской державы, когда она достигла наибольших размеров и наивысшего могущества. При нем законченный вид приобретает система союзов, предусматривавшая признание зависимости от канульского «калоомте'», его вмешательство в назначение правителей и следование в фарватере его политики в обмен на военную помощь. Йукноом-Ч'еен II упоминается в надписях из Дос-Пиласа, Канкуэна, Хиш-Вица, Ушуля[lv], Эль-Перу, Ла-Короны, Мораль-Реформы, Пьедрас-Неграс, и, конечно, самого Калакмуля.

Плохая сохранность монументов в Калакмуле не позволяет нам увидеть портрет Йукноом-Ч'еена II в хорошем качестве. Тем не менее, на одной из ваз сохранилось небольшое изображение, датируемое 672 г. н.э. (9.12.0.0.0)
Из-за плохой сохранности монументов из Калакмуля, до нас не дошло портретов Йукноом-Ч'еена II в хорошем качестве. Тем не менее, на одной из ваз сохранилось небольшое изображение, датируемое 672 годом (9.12.0.0.0).

С правления этого владыки стелы в Калакмуле начинают устанавливать с невероятным размахом, лично по приказу Йукноом-Ч'еена II было воздвигнуто не менее 18 монументов. Вероятно, он также был инициатором строительства многих сооружений в городе, особенно это касается возвышающихся в центре дворцовых комплексов, которые, кажется, служили для демонстрации его политической мощи.[lvi]

Йукноом-Ч'еен II родился в день 9.8.7.2.17, 8 Кабан 5 Йаш (14 сентября 600 года), о чем сообщается на Стеле 20 из Эль-Перу, и, согласно надписи на Алтаре 1 из Ла-Короны, воссел на владычество в день 9.10.3.5.10, 8 Ок 18 Сип (1 мая 636 года). О начальном этапе его правления практически ничего неизвестно. Лишь с конца 640-х годов мы получаем более ясное представление о деятельности нового «калоомте'».

Прорисовка портрета Йукноом-Ч'еена II
Прорисовка портрета Йукноом-Ч'еена II.

В значительной степени стержневым эпизодом в истории царствования Йукноом-Ч'еена II была его борьба с возрождающимся Кукулем. После поражения в войне 562 года Кукульское царство переживало долгий упадок. Но к середине VII века ему, кажется, в какой-то степени удалось восстановить свой потенциал. Кукульские цари стремились вернуть себе утраченные позиции в Петене, что вело их к неминуемому столкновению с Канулем.

В это время на юг от Петена, в Петешбатуне, появляется новая династия, представители которой также претендовали на титул «Священный Владыка Кукуля». Ее столица располагалась на месте городища Дос-Пилас. Первым известным правителем Дос-Пиласа был Б'аахлах-Чан-К'авииль, сын кукульского царя К'инич-Муваан-Холя II. Время и обстоятельства появления кукульского царевича в Дос-Пиласе до сих пор остаются предметом полемики, но, как бы там ни было, Б'аахлах-Чан-К'авииль оказался в Петешбатуне и в день 9.10.10.16.9, 4 Мулук 2 Мак (31 октября 643 года) стал царем Дос-Пиласа. Во время инаугурации он принял титул «Священного Владыки Кукуля», обычный для тикальских царей, и использовал «эмблемный иероглиф», идентичный кукульскому. Тем самым, он прямо заявил о своих правах на владычество в Кукуле и отказывал владыкам, сидевшим в Йашкукуле (Тикале), в легитимности. Такая позиция подталкивала его к конфликту с родиной.[lvii]

Появление в Петешбатуне молодого и амбициозного правителя не прошло мимо внимания Йукноом-Ч'еена II. Канульская армия напала на Дос-Пилас. Дата события очень повреждена и остается предметом оживленной полемики, наиболее вероятна реконструкция 9.10.11.0.19, 2 Кавак 12 Муваан (20 декабря 643 года), то есть вскоре после воцарения дос-пиласского владыки.[lviii] Б'аахлах-Чан-К'авииль был разгромлен и вынужден бежать в расположенный поблизости и от природы лучше укрепленный К'инич-Па'-Виц (Агуатеку), где признал верховную власть Йукноом-Ч'еена ІІ и после этого вернулся на свой трон в Дос-Пиласе. Причины милостивого отношения канульского владыки к побежденной стороне вполне прозрачны – подконтрольный кукульский царевич был идеальным инструментом в борьбе с Йашкукулем главным врагом Канульской державы. Б'аахлах-Чан-К'авииль оправдал доверие нового сюзерена. С этого момента и до конца жизни он оставался последовательным союзником Кануля, и уже в феврале 648 года одержал первую победу над Кукулем.[lix]

Очевидно, вскоре после победы над Дос-Пиласом Йукноом-Ч'еен ІІ установил контроль и над расположенным к югу-востоку от него Йак-К'аном (Канкуэном). На панели из Канкуэна сообщается, что в день 9.10.19.5.14, 13 Иш 7 Кумк'у (11 февраля 652 года) Йукноом-Ч'еен ІІ принимал участие в некоем событии (глагол события не сохранился). Царь Йак-К'ана К'ииб-Ахав воссел на владычество в день 9.11.4.4.0, 11 Ахав 8 Муваан (12 декабря 656 года) как вассал Йукноом-Ч'еена ІІ.[lx]

В 657 году Йукноом-Ч'еен ІІ развил достигнутый успех и перешел к активным действиям против самого Кукуля. В день 9.11.4.5.14, 6 Иш 2 К'айаб (15 января 657 года) он напал на Йашкукуль, вынудив кукульского владыку Нуун-Ухоль-Чаака бежать из своей столицы. Однако установить полный контроль над Кукульским царством не удалось, поэтому где-то между 657-662 годами стороны, вероятно, заключили мирное соглашение, по которому Нуун-Ухоль-Чаак продолжил править в Кукуле в обмен на признание вассальной зависимости от Кануля. Договор был закреплен совместным участием Б'аахлах-Чан-К'авииля и Нуун-Ухоль-Чаака в церемонии инициации наследника канульского престола Йукноом-Йич'аак-К'ак'а, которая имела место в городе Йаша' вблизи Чиикнааб'а.[lxi]

Тем временем, на Усумасинте шла борьба между вассалами Кануля и его противниками. На Панели 2 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.11.6.2.1, 3 Имиш 19 Кех (24 октября 658 года) царь Йокиба Ицам-К'ан-Ак III собрал своих вассалов для участия в обряде «взятия ко'хава».[lxii] Этот обряд был прямой аналогией тому, что совершил его предшественник Йат-Ак I в 510 году, когда принял ко'хав от «западного калоомте'», то есть правителя Теотиуакана. Таким образом, Ицам-К'ан-Ак III стремился подчеркнуть преемственность своей власти и обосновать свои претензии на господство в регионе. Среди созванных вассалов упоминаются: член царского рода Па'чана, царь Ак'е Муйаль-Чан-К'авиль и четверо высокопоставленных представителей Шукальнаха. Военный сбор вассалов царя Йокиба мог быть направлен против Сакц'и — все шестеро представляют Левобережье Верхней Усумасинты.[lxiii] Обряд «взятия ко'хава» в 658 году происходил «пред ликом» Йашхаль-Чаака - одной из ипостасей бога дождя, считавшейся покровителем династии Кануля.[lxiv]

На первый план в Западном регионе выходит противостояние между вновь усилившимся Баакулем и вассалами Кануля. В 659 году Баакуль начал наступление на соседние царства в долине Средней Усумасинты, которые, без сомнения, поддерживались Канулем и Йокибом. В день 9.11.6.16.11, 7 Чувен 4 Ч'ен (10 августа 659 года) баакульский царь К'инич-Ханаб-Пакаль I пленил шестерых спутников царя Вабе' (Санта-Елены) Нуун-Ухоль-Чаака, в числе которых помимо знатных лиц из собственно Вабе' были владыки из Пакбуль-Пипы (Помоны) Ахиин-Чан-Ак и из Хинаха[lxv] (?) К'ан-Ахан-Ак, а также, возможно, некое знатное лицо из К'ина, то есть левобережной части царства Йокиб. Сам царь Вабе' также был захвачен и приведен в Лакамху.[lxvi]

Таким образом, царь Вабе' Нуун-Ухоль-Чаак был главой коалиции, в которую входили царства Пакбуль-Пипа и Хинах. Писцы К'инич-Ханааб-Пакаля I описывают победу над ней как грандиозный триумф баакульского царя, в котором приняли участие «девять раз по 8000 священных владык». В столицу были также доставлены боги побежденных (в том числе, Йашхаль-Чаак), которых «съели» боги «Паленкской Триады». В надписи на Иероглифической лестнице победа 659 года представлена как «месть» за поражение 599 года. В честь победы во «Дворце» был возведен «Корпус С», в его посвящении в 661 году принимали участие шесть царевичей из Вабе', имена которых высечены на западном цоколе «Корпуса С».[lxvii]

В результате победы Пакбуль-Пипа, Вабе' и не идентифицированное царство Хинах оказались под властью Баакуля. В число его вассалов, возможно, входил и Амт'уль (?)[lxviii] (Мораль-Реформа), где в день 9.11.8.12.10, 9 Ок 13 Соц' (10 мая 661 года) воцарился новый правитель Муваан-Холь-Пакаль, которому на момент коронации было всего пять лет.

Чрезмерное усиление Баакуля не могло не обеспокоить Йукноом-Ч'еена ІІ. В начале 662 года он лично возглавил поход на запад. На Стеле 35 из Пьедрас-Неграс упоминается некое событие, возможно, ритуал зажжения огня, произошедшее в день 9.11.9.8.6, 12 Кими 9 Кумк'у (10 февраля 662 года) при участии царя Кануля. Через несколько дней канульские войска одержали ряд побед: 9.11.9.8.11, 4 Чувен 14 Кумк'у (15 февраля 661 года) разбили неизвестного противника, на следующий день разгромили Вабе'. В день 9.11.9.11.3, 4 Ак'баль 1 Сип (8 апреля 662 года) шестилетний амт'ульский царь Муваан-Холь-Пакаль вновь был коронован уже как вассал Йукноом-Ч'еена ІІ. Использованный при описании этого события термин «йичналь» («пред ликом») указывает на то, что «калоомте'» лично присутствовал при коронации малолетнего царя, то есть, несомненно, Йукноом-Ч'еен ІІ сам возглавлял войско во время похода в область Средней Усумасинты.[lxix]

Надписи на цоколе «Корпуса D» Дворца в Паленке сообщают, что 28-29 марта 662 года К'инич-Ханааб-Пакаль I совершил жертвоприношение группы пленников, в тексте не указано, откуда они происходят, но, очевидно, из района нижнего течения Сан-Педро-Мартир, поскольку военный конфликт начала 662 года был завязан вокруг политий данной области. Дальнейшие военные действия были сосредоточены, главным образом, вокруг борьбы между Баакулем и Йокибом за контроль над Вабе'. В надписи на каменной подставке для курильницы из Группы IV в Паленке записано, что в день 9.11.10.5.17, 11 Кабан 15 Муваан (18 декабря 662 года) Баакуль предпринял ответный поход, в результате которого было захвачено некое селение Ах-Цихиль-Коха (?), царя Вабе'. После этого Вабе' вернулось в сферу влияния Баакуля, но, видимо, ненадолго. На Панели 15 из Пьедрас-Неграс сообщается, что в день 9.11.12.5.13, 12 Бен 1 Муваан (3 декабря 664 года) Ицам-К'ан-Ак III захватил в плен царя Вабе'. Из текста, впрочем, прямо не следует, удалось ли Йокибу восстановить контроль над этим царством.

Таким образом, результаты войны за контроль над областью Средней Усумасинты в 659-664 годах в целом остаются неясными. Кажется, Канулю и Йокибу удалось сохранить «status quo» в этом регионе, хотя ничего подобного триумфам 599 и 611 годов достигнуто не было.

С середины 660-х годов Йукноом-Ч'еен II снова сосредоточил основное внимание на центральных низменностях. Здесь у Кануля сложились весьма тесные отношения с царством, столица которого в течение долгого времени оставалась неизвестной и условно обозначалась как «Городище Q». Этот термин был введен Питером Мэтьюзом в 1979 году после того, как он отметил, что многие монументы, разбросанные по музеям и частным коллекциям, кажется, были украдены из одного и того же городища. На монументах «Городища Q» присутствует «эмблемный иероглиф» Кануля, однако они явно происходят не из Калакмуля, а из небольшой политии, которая находилась под жестким контролем канульских царей. Местонахождение «Городища Q» оставалось загадкой до тех пор, пока в 1997 году в Северной Гватемале не были обнаружены руины городища Ла-Корона, столицы древнего царства Сак-Никте'. Исследования последних лет показали, что, по крайней мере, большинство монументов так называемого «Городища Q» происходит именно из Ла-Короны. Об этом свидетельствует тот факт, что в надписях из Ла-Короны и на монументах «Городища Q» повествуется о деятельности одних и тех же царей, а Панель 1 из Ла-Короны по стилю не отличается от некоторых панелей «Городища Q».[lxx]

О существовании тесных связей между династиями могущественного Кануля и скромного Сак-Никте' свидетельствует уже упоминавшийся «Даласский Алтарь», из надписи на котором следует, что дочери, по меньшей мере, трех владык Кануля были выданы замуж за царей Сак-Никте'. Дэвид Фрейдель и Стэнли Гюнтер указывают на объективные причины этих особых отношений. С политической и экономической точек зрения Сак-Никте' имело огромное стратегическое значение для могущественного Кануля, так как располагалось на полпути между Чиикнааб'ом и нижним течением реки Сан-Педро-Мартир, которая, в свою очередь, впадает в Усумасинту - крупнейшую реку западной области майя. Через Сак-Никте' и другие вассальные города близ реки Сан-Педро-Мартир канульские цари стремились контролировать торговлю и дань, идущую по этим речным путям. Хотя в Сак-Никте', как правило, правили вассалы Кануля, тексты, обнаруженные в Ла-Короне, позволяют предположить, что канульские цари использовали этот центр в качестве стратегической базы во время операций против противников и для взаимодействия с южными и западными землями.[lxxi]

В середине VII века Сак-Никте', по-видимому, раздирала ожесточенная внутренняя борьба за власть. В день 9.11.2.7.14, 2 Иш 7 Поп (7 марта 655 года) царь Сак-Никте' Сак-Маас был свергнут неким К'ук'-Ахавом и в день 9.11.3.6.18, 8 Эц'наб 11 Кумк'у (11 февраля 656 года) погиб. Власть узурпатора, однако, была недолгой. В день 9.11.5.7.9, 11 Мулук 12 Кумк'у (14 февраля 658 года) уже К'ук'-Ахав был убит, а царем Сак-Никте' в тот же самый день стал сын Сак-Мааса Хуун-Чак-Нааб'-Каан. У нас нет информации о том, был ли этот конфликт как-то связан с общей политической ситуацией в регионе, не приходится сомневаться лишь в том, что придя к власти Хуун-Чак-Нааб'-Каан проявил себя как надежный союзник Кануля. Его старший сын К'инич-Йоок-Акан в день 9.11.11.7.12, 3 Эб 5 К'айаб (17 января 664 года) переселился в Чиикнааб', оставался там несколько лет и вернулся в родные места только в августе 667 года чтобы занять трон после смерти отца.[lxxii]

На западной границе центральной области располагалось крупное царство Вака' (Эль-Перу), которое было одним из самых важных союзников и вассалов Кануля. Йукноом-Ч'еен II неоднократно упоминается на монументах из Эль-Перу. На фрагменте Стелы 33 из этого городища сообщается, что правитель Вака' К'инич-Б'алам II воцарился как вассал Йукноом-Ч'еена II (дата события не сохранилась). Женой К'инич-Б'алама II стала царевна из Кануля, которая оказывала значительное влияние на политическую жизнь Вака'.[lxxiii]

670-е годы проходят под знаком нового этапа противостояния между Канулем и Кукулем. В конце 672 года кукульский царь Нуун-Ухоль-Чаак неожиданно врывается в Петешбатун и в день 9.12.0.8.3, 4 Ак'баль 11 Муваан (11 декабря) захватывает Дос-Пилас. Неизвестно, что послужило непосредственным поводом к войне, но инициатором конфликта, очевидно, был Нуун-Ухоль-Чаак, поскольку канульский владыка Йукноом-Ч'еен ІІ решительно стал на сторону Дос-Пиласа. Б'аахлах-Чан-К'авииль бежал в Чаак-Наах («Дом Бога Дождя»), местонахождение которого неизвестно. Последующие события свидетельствуют о том, что нападение на Дос-Пилас было только частью очередного противостояния между Кукулем и Канулем. В 673 году Нуун-Ухоль-Чаак продолжил свое наступление. В начале июня его войском были сожжены два города (один из них – это, возможно, столица царства Вака'). В день 9.12.1.0.3, 9 Ак'баль 6 Йашкин (29 июня 673 года) Нуун-Ухоль-Чаак атаковал Чаак-Наах и вынудил Б'аахлах-Чан-К'авииля бежать дальше, в Хиш-Виц. Это царство находилось в западном Петене и было союзником Кануля. Очевидно, именно наступлением кукульских войск объясняется и то, что К'инич-Йоок-Акан вновь покинул Сак-Никте' и в день 9.12.1.6.13, 9 Бен 16 Мак (6 ноября 673 года) снова прибыл в Чиикнааб'.

Однако эти успехи Нуун-Ухоль-Чаака были недолгими. Йукноом-Ч'еен ІІ перешел в контрнаступление. Около 675 года в сферу влияния Кануля возвращается Вака'. В день 9.12.3.5.0, 7 Ахав 13 Сак (24 сентября 675 года) состоялось повторное воцарение К'инич-Йоок-Акана. Как известно, первый раз он был провозглашен царем Сак-Никте' еще в 667 году. Вероятно, в 673 году он был свергнут кукульскими войсками, а в 675 году вернулся в свою столицу и короновался повторно.[lxxiv] В день 9.12.4.11.1, 7 Имиш 9 К'айаб (17 января 677 года) под эгидой Йукноом-Ч'еена ІІ состоялось воцарение Чан-Ак-Ви', нового владыки Йак-К'ана. Стэнли Гюнтер полагает, что предыдущий правитель этого царства также пал жертвой действий кукульцев.[lxxv] В день 9.12.5.9.14, 2 Иш 17 Муваан (16 декабря 677 года) Йукноом-Ч'еен ІІ захватил город Пулууль, в котором тогда находился Нуун-Ухоль-Чаак, и вынудил кукульского владыку бежать в Ти'-Паптуун. Спустя семь дней после этой победы, в день 9.12.5.10.1, 9 Имиш 4 Паш (23 декабря 677 года) Б'аахлах-Чан-К'авииль после пятилетнего изгнания вернулся в Дос-Пилас. Очевидно, эти события тесно связаны, и после битвы под Пулуулем Нуун-Ухоль-Чаак утратил контроль над Дос-Пиласом.

В день 9.12.6.16.17, 11 Кабан 10 Соц' (3 мая 679 года) произошла битва, ставшая ключевой в противостоянии. Войско Нуун-Ухоль-Чаака было разгромлено. О судьбе самого кукульского царя ничего неизвестно, вероятно, он погиб в бою или сразу после него, по крайней мере, он больше не упоминается в надписях. Вероятно, после окончания войны Кукуль какое-то время оставался под контролем Кануля или Дос-Пиласа, так как сын Нуун-Ухоль-Чаака Хасав-Чан-К'авииль І короновался как царь Кукуля только в 682 году, через три года после предполагаемой смерти отца.[lxxvi]

Но противостояние в Петене на этом не завершилось. В феврале 680 года вспыхивает очередная война между Саалем (Наранхо) и K'анту' (Караколем). Царь Сааля напал на K'анту' и одержал победу. Учитывая, что K'анту', как и Дос-Пилас, являлся давним союзником Кануля, весьма вероятно, что это был очередной эпизод в масштабном противостоянии между Канулем и его противниками. Очевидно, между 680-682 годами был нанесен ответный удар, в результате которого не только погиб царь Сааля, но и оборвалась местная династия.[lxxvii]

О последних годах жизни грозного «калоомте'» известно немного. После 680 года царь Хиш-Вица (Сапоте-Бобаля) Ханааб'-Ти'-О' совершил некое неизвестное действие «пред ликом» Йукноом-Ч'еена ІІ.[lxxviii] По случаю окончания десятилетия 9.12.10.0.0, 9 Ахав 18 Соц' (10 мая 682 года) канульский владыка вместе со своим верным вассалом Б'аахлах-Чан-К'авиилем совершил в Чиикнааб'е ритуальный танец. В надписи на монументе неизвестного происхождения (так называемая «Панель Хельмута») сообщается, что в день 9.12.13.4.3, 2 Ак'баль 6 Моль (16 июля 685 года) царь Йокиба Ицам-К'ан-Ак III совершил ритуал украшения себя ко'хавом в присутствии одного из приближенных Йукноом-Ч'еена II, тем самым еще раз подтвердив свой вассалитет в отношении последнего.[lxxix]

Дата смерти Йукноом-Ч'еена II неизвестна. Вероятно, он умер в начале 686 года. К концу его правления Кануль оставался господствующей силой в мире майя. Политическое объединение, возглавляемое царями Кануля, простиралось от Центрального Кинтана-Роо на севере до верхнего течения реки Пасьон на юге и от Грихальвы на западе до Карибского моря на востоке, хотя его ядром были юг Кинтана-Роо, Северный и Западный Петен, Белиз и Петешбатун. Во главе этого объединения стоял верховный царь с титулом «калоомте'», ниже шли вассальные цари «йахавы» и цари третьего ранга. Зависимые царства сохраняли значительную самостоятельность и были обязаны сюзерену, прежде всего, военной помощью. В этой связи неудивительно, что «калоомте'» постоянно упоминаются как организаторы побед - они возглавляли объединенную армию. Степень интеграции вассальных царств в объединение также была различной и, очевидно, зависела от территориальной близости к Канулю.[lxxx]

Подчиненные царства сохраняли собственные наследственные династии, но их правители должны были утверждаться у власти владыкой Кануля. С целью укрепления своей гегемонии Йукноом-Ч'еен II, как и его предшественники, использовал браки. Как уже упоминалось, канульская царевна стала женой правителя Вака'. В 677 году дочь Йукноом-Ч'еена II была выдана замуж за К'инич-Йоок-Акана, царя Сак-Никте'.

Другим механизмом консолидации державы были визиты подвластных царей в столицу сюзерена с предоставлением даров. Но, несмотря на все эти разнообразные связи, держава царей Кануля оставалась очень нестабильным образованием. Постоянно существовала угроза мятежей и отпадения вассалов. Это вынуждало «калоомте'» вести непрерывные войны, подтверждая свою гегемонию силой оружия. Видимо, именно постоянные конфликты в конечном итоге истощили Канульскую державу и стали причиной ее быстрого ослабления после смерти Йукноом-Ч'еена II.


Примечания:

[lv] В древности Ушуль был столицей небольшого царства, расположенного в Южном Кампече, вблизи ядра Канульской державы. На Стелах 12 и 13 из Ушуля сообщается, что в день 9.11.10.0.0, 11 Ахав 18 Ч'ен (23 августа 662 года) Йукноом-Ч'еен II посетил Ушуль и вместе с местным владыкой отпраздновал окончание десятилетия.

[lvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 108

[lvii] Подробнее жизнь и деятельность Б'аахлах-Чан-К'авииля освещается в главе «Формирование государства. Кукульский царевич-изгнанник на дос-пиласском троне» очерка «Южный Кукуль (Дос-Пилас)».

[lviii] Подробнее о спорах по поводу даты нападения канульских войск на Дос-Пилас смотрите в главе «Формирование государства. Кукульский царевич-изгнанник на дос-пиласском троне» очерка «Южный Кукуль (Дос-Пилас)».

[lix] Талах В.Н. Две версии одного столкновения. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/dospilas_talah.html

[lx] Guenter S. Р. A Reading of the Cancuén Looted Panel Рр. 2-10 http://www.mesoweb.com/features/cancuen/Panel.pdf По мнению Стэнли Гюнтера, инаугурация К'ииб-Ахава состоялась в Чиикнааб'е, где династия Йак-К'ана укрылась от наступающих кукульских войск. В соответствии с этой гипотезой, К'ииб-Ахав вернулся в свою столицу только в день 9.11.4.16.19, 10 Кавак 2 Йаш (28 августа 657 года), то есть уже после успешного похода Йукноом-Ч'еена ІІ на Йашкукуль.

[lxi] Guenter S. Р. The Inscriptions of Dos Pilas Associated with B'ajlaj Chan K'awiil. http://www.mesoweb.com/features/guenter/DosPilas.pdf

[lxii] Ко'хав - головной убор особой формы, выполненный из кусочков жадеитовой мозаики и бывший символом военного статуса в Теотиуакане.

[lxiii] Сафронов А.В. Государства… страница 105

[lxiv] Беляев Д.Д. История…

[lxv] Другое возможное чтение названия царства – Чох.

[lxvi] Сафронов А.В. Государства… страницы 108-109

[lxvii] Сафронов А.В. Государства… страницы 109-110

[lxviii] Название царства, столицей которого было городище Мораль-Реформа, записывается сочетанием знаков a-ma-«Голова кролика»-la, «Ам…ль» или «Ама…ль». Знак «Голова кролика» очень похож на иероглиф, для которого недавно было установлено чтение T'UL, поэтому название царства, возможно, следует читать как Амт'уль (примечание Виктора Талаха).

[lxix] Сафронов А.В. Государства… страница 110

[lxx] Guenter S. Р. La Corona Find Sheds Light on Site Q Mystery // The PARI Journal. (2005). 6(2). Рр. 14-16 http://www.mesoweb.com/pari/journal/archive/PARI0602.pdf

[lxxi] Freidel D., Guenter S. Р. Bearers of War and Creation http://www.archaeology.org/online/features/siteq2/index.html

[lxxii] Talakh V. The Biography of a Maya Lord in the IsraelMuseum. Electronic Text. Pp. 10-13

[lxxiii] Guenter S. Р. Informe preliminar de la epigrafía de El Perú // En Proyecto Arqueológico El Perú-Waka': Informe No.2, Temporada 2004 (editado por H.L. Escobedo y D. Freidel), pp.363-399. Universidad Metodista del Sur, Dallas. http://www.mesoweb.com/resources/informes/Waka2004-Cap13.pdf

[lxxiv] Talakh V. The Biography… Р. 17

[lxxv] Guenter S. Р. A Reading… Рр. 11-12

[lxxvi] См. главу «Кукульская братская война» в очерке «Кукульское царство».

[lxxvii] См. главу «Ранние цари. Войны с K'анту' и Канулем и падение первой династии» в очерке «Царство Сааль».

[lxxviii] Martin S., Reents-Budet D. A Hieroglyphic Block from the Region of Hiix Witz, Guatemala // The PARI Journal. (2010). 11(1). Pp. 1-6 http://www.mesoweb.com/pari/journal/archive/PARI1101.pdf

[lxxix] Сафронов А.В. Государства… страницы 114-115

[lxxx] Беляев Д.Д. История…