Регентство Иш-Вак-Чан-...-Ахав и правление К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. Рост влияния Сааля в Петене

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Иш-Вак-Чан-...-Ахав «прибыла» в Вакчаб'наль 9.12.10.5.12, 4 Эб' 10 Йаш (30 августа 682 года). Как мы видели на примере Кукуля, термин «прибытие» имеет более широкое значение основания или возрождения династии. Уже через три дня царевна совершила некий официальный ритуал, который, возможно, заключался в повторном посвящении важной династической святыни и символизировал восстановление священной царской власти.

Спустя какое-то время Иш-Вак-Чан-...-Ахав вступила в брак с представителем местной знати. Имя ее мужа неизвестно, неясно также, принадлежал ли он к предыдущему правящему роду. Хотя Иш-Вак-Чан-...-Ахав никогда не называли владычицей Сааля (ее имя всегда сопровождается кукульской эмблемой родного Дос-Пиласа), она обладала всеми прочими привилегиями царского сана, возводила монументы и выполняла основные календарные ритуалы. На двух стелах показано, как Иш-Вак-Чан-...-Ахав топчет пленника, подобно другим царям-воинам. Совершенно очевидно, что она взяла на себя роль правящей царицы и находилась у власти, возможно, как соправительница, в течение долгого времени. Для установления связи с прошлым Сааля и чтобы подчеркнуть непрерывность царской власти, Иш-Вак-Чан-...-Ахав активно использует фигуру раннего правителя Ах-Восаль-Чан-К'инича, непосредственно сравнивает с ним свои собственные ритуальные действия и уподобляет себя его матери, Иш-Хац'?-Чан, которая, очевидно, также была регентшей в младенчестве своего сына. Чтобы усилить эти ассоциации, представители новой династии собрали свои стелы и такие же стелы их прославленного предшественника в одну группу, как бы формируя неделимое целое. [25]

В день 9.12.15.13.7, 9 Маник' 0 K'айаб' (6 января 688 года) у Иш-Вак-Чан-...-Ахав родился сын, будущий царь Сааля К'ак'-Тилив-Чан-Чаак («Зажигающий Огонь Небесный Чаак»). Его официально возвели на трон в день 9.13.1.3.19, 5 Кавак 2 Йашк'ин (31 мая 693 года), когда мальчику было всего пять с половиной лет. К'ак'-Тилив-Чан-Чаак – самый известный из всех саальских царей. От времени его правления сохранилось прекрасное собрание монументов, на которых приведен поражающий воображение перечень военных побед царства в те годы. Юный возраст нового владыки говорит о том, что в течение долгого времени он был лишь номинальным царем, а фактически в Саале правила его мать. Из текста на фрагменте Стелы 1 из Наранхо следует, что К'ак'-Тилив-Чан-Чаак, как и его дед Б'аахлах-Чан-К'авииль, являлся вассалом владыки Кануля Йукноом-Йич'aaк-K'aк'а. Это еще раз подтверждает обоснованность предположения об активном участии Кануля в событиях, связанных со сменой саальской династии.

Один из прекрасно расписанных сосудов серии «Танцор из Хольмуля». Эта высокая цилиндрическая ваза была найдена Дженнифер Тащек и Джозефом Болом во время проведения раскопок захоронения одного из представителей знати в Буэнависте (9 км. к востоку от Наранхо). На рисунке представлены 2 воплощения Бога Маиса, отождествляемые здесь с покровителями царств Мутуля и Кануля, в танцующих позах. В тексте на вазе указывается, что её первоначальным владельцем был К'ак'-Тилив-Чан-Чаак, который, вероятно, эту вазу и подарил.
Один из прекрасно расписанных сосудов серии «Танцор из Хольмуля». Эта высокая цилиндрическая ваза была найдена Дженнифер Тащек и Джозефом Болом во время проведения раскопок захоронения одного из представителей знати в Буэнависте (9 км. к востоку от Наранхо). На рисунке представлены 2 воплощения Бога Маиса, отождествляемые здесь с покровителями царств Кукуля и Кануля, в танцующих позах. В тексте на вазе указывается, что её первоначальным владельцем был К'ак'-Тилив-Чан-Чаак, который, вероятно, эту вазу и подарил.

Восшествие на трон нового правителя Сааля совпало с началом большой войны. Всего спустя 20 дней после воцарения К'ак'-Тилив-Чан-Чаака, в день 9.13.1.4.19, 12 Кавак 2 Йашк'ин (20 июня 693 года), была одержана победа над правителем города К'инчилькаб'. Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что инициатива в развязывании военных действий принадлежала Иш-Вак-Чан-...-Ахав, однако, воцарение мальчика в разгар войны могло быть следствием нападения внешнего врага, вскоре, впрочем, за это поплатившегося. В любом случае, Сааль развил свой успех: в 9.13.1.9.5, 7 Чикчан 8 Сак (14 сентября 693 года) был сожжен Tууб'аль, а затем в 9.13.1.13.14, 5 Иш 17 Муваан (12 декабря 693 года) та же участь постигла Б'италь. Местонахождение всех этих городов неизвестно, хотя Tууб'аль упоминается в надписях на посуде из Петена, а о Б'итале говорится в текстах из Караколя. [26]

Не вызывает сомнений, что предпринятое в 693 году наступление осуществлялось под руководством царицы Иш-Вак-Чан-...-Ахав. Сложнее определить причины и масштаб военных столкновений. Походы, кажется, были нацелены на мелкие расположенные поблизости центры, ставшие для Сааля легкой добычей. Саймон Мартин и Николай Грюбе полагают, что в данном случае речь шла даже не о расширении сферы влияния Сааля, а об успешном возвращении прежних владений, в которых не признали новую династию. [27] Однако дальнейший ход событий свидетельствует о том, что за второстепенными К'инчилькаб'ом, Tууб'алем и Б'италем стояла одна из ведущих сил мира майя – Кукульское царство, а сама война между Кукулем и Саалем, в свою очередь, была лишь частью долгого и ожесточенного противостояния «сверхдержав» Кукуля и Кануля.[28]

В день 9.13.2.16.10, 5 Ок 8 Кумк'у (1 февраля 695 года) Сааль одержал победу над Кукулем в сражении у местности К'ан-Туль («Желтый Кролик»), а кукульский полководец Сийах-К'авииль был взят в плен. Спустя 30 дней Иш-Вак-Чан-...-Ахав отпраздновала этот триумф во время церемонии окончания периода 9.13.3.0.0, 9 Ахав 13 Поп (3 марта 695 года).

Успехи Сааля подтолкнули и его канульского сюзерена выступить против Кукуля. Однако новая война закончилась в день 9.13.3.7.18, 11 Эц'наб' 11 Ч'еен (8 августа 695 года) сокрушительным поражением Йукноом-Йич'aaк-K'aк'а. Один из захваченных Кукулем в этой битве пленников обозначен как «человек из Сааля». Это означает, что Иш-Вак-Чан-...-Ахав предоставила Канулю своих воинов для участия в войне.[29]

Поражение Кануля, кажется, не сказалось непосредственно на положении Сааля. Иш-Вак-Чан-...-Ахав продолжила свои ежегодные походы. В дни 9.13.4.1.13, 12 Б'ен 1 Сип (30 марта 696 года) и 9.13.5.4.13, 3 Б'ен 16 Сек (24 мая 697 года) войска Сааля одержали победы над двумя городами, названия которых пока не прочитаны. [30] 9.13.6.4.17, 3 Каб'ан 15 Сек (23 мая 698 года) был снова и окончательно разгромлен К'инчилькаб'. Самая значительная победа была одержана в день 9.13.6.10.4, 6 К'ан 2 Сак (7 сентября 698 года), когда саальские войска сожгли столицу царства К'анвиц (Уканаль) и взяли в плен местного царя Ицамнаах-Б'алама, который показан стоящим на коленях пленником на лицевой стороне Стелы 30 из Наранхо.

Стела 30 из Наранхо, установленная в 714 г.н.э. На ней изображен К'ак'-Тилив-Чан-Чаак – самый успешный из царей Сааля.
Стела 30 из Наранхо, установленная в 714 г.н.э. На ней изображен К'ак'-Тилив-Чан-Чаак – самый успешный из царей Сааля.

В ознаменование этих побед в апреле 699 года в Вакчаб'нале прошла пышная церемония. При свете полной Луны Иш-Вак-Чан-...-Ахав как воплощение лунной богини топтала связанного пленника из К'инчилькаб'а. Тремя годами позднее царица и ее четырнадцатилетний сын отпраздновали окончание периода 9.13.10.0.0, 7 Ахав 3 Кумк'у (26 января 702 года). Тогда же были установлены Стелы 22 и 24 из Наранхо, на которых подробно описаны удачные для Сааля походы 690-х годов. [31]

Стела 24 из Наранхо, установленная в 702 г.н.э. На стеле изображена Иш-Вак-Чан-…-Ахав, топчущая побежденного врага. Женские портреты такого рода в искусстве майя чрезвычайно редки - другой подобный портрет обнаружен в Калакмуле.
Стела 24 из Наранхо, установленная в 702 г.н.э. На стеле изображена Иш-Вак-Чан-…-Ахав, топчущая побежденного врага. Женские портреты такого рода в искусстве майя чрезвычайно редки - другой подобный портрет обнаружен в Калакмуле.

О следующих четырех годах после 702 в надписях сведений нет. Безмолвие сменяется в 706 году второй волной походов, которая, видимо, была связана с началом самостоятельного правления К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. В день 9.13.14.4.2, 8 Ик' 0 Сип (28 марта 706 года) был разгромлен Йооц' (небольшое царство в Северо-Восточном Петене, известное также по надписи на прекрасной вазе-триподе, принадлежавшей ахк'ухууну из Йооц'а). Его правитель показан избитым и растоптанным на Стеле 21 из Наранхо.

Главной целью К'ак'-Тилив-Чан-Чаака было подчинение западного соседа Сааля, царства Йаша' (Йашха). Йаша' располагалась на северном берегу одноименного озера, на расстоянии менее чем одного дня пути от Вакчаб'наля. Расцвет Йаша' пришелся на первые столетия классической эпохи, когда город вырос до огромных размеров и занимал площадь в 5-5,5 кв. км с населением до 6 тыс. человек (из всех городищ в современной Гватемале руины Йашхи уступают только Эль-Мирадору и Тикалю). Династическая история Йаша' реконструируется с трудом, поскольку монументы с надписями дошли до нашего времени в очень плохом состоянии (возможно, были разбиты сознательно после завоевания города). В поздний классический период, когда Сааль стал самым сильным царством в регионе, он неоднократно пытался подчинить своего соседа. В ответ правители Йаша' сблизились с Кукулем. Кукульский царь Хасав-Чан-К'авииль I выдал свою дочь или родственницу замуж за наследника трона Йаша', связав тем самым это государство вассальными обязательствами. Влияние, оказываемое Кукулем на Йаша', проявилось и в сходстве монументальной архитектуры. Например, за пределами Тикаля только в Йашхе встречается комплекс «пирамид-близнецов». [32]

К'ак'-Тилив-Чан-Чаак выступил в поход против Йаша' 9.13.18.4.18, 8 Эц'наб' 16 Во' (23 марта 710 года), всего через 18 дней после того, как там взошел на трон зять Хасав-Чан-К'авииля I. Новый правитель был вынужден бежать, оставив в столице жену, которая, очевидно, попала в плен к победителям. К'ак'-Тилив-Чан-Чаак захватил город и спустя три месяца, в июне 710 года, повелел выкопать из могилы кости недавно умершего царя Йаша' Йаш-Б'олон-Чаака и разбросать их на островах. Уничтожение царских останков было призвано разрушить связь между предками и потомками и тем самым уничтожить магическую основу могущества предыдущей династии Йаша'. Судя по тому, что в титулатуре К'ак'-Тилив-Чан-Чаака отсутствует эпитет «царь Йаша'», он не аннексировал это царство. Скорее всего, здесь был посажен какой-то знатный род, может быть боковая линия саальских владык (как в Шунантуниче). В апреле 711 года К'ак'-Тилив-Чан-Чаак подчинил Сакха', расположенное к югу от озера Йашха. [33]

Надругательство К'ак'-Тилив-Чан-Чаака над останками правителя Йаша', очевидно, весьма обеспокоило кукульского царя Хасав-Чан-К'авииля I. В октябре 711 года его посланец, маасальский царевич Чан-Сак-Вайис прибыл в соседнее с Йаша' селение Топоште, которое тогда, похоже, еще не контролировалось Саалем, выкопал из могилы кости местной царицы Иш-Туун-Кайвак и торжественно перенес их в Йашкукуль. Видимо, Хасав-Чан-К'авииль I боялся, чтобы кости этой женщины, по каким-то причинам почитаемой в Кукуле, не постигла та же участь, что и Йаш-Б'олон-Чаака.[34]

 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваан (5 декабря 711 года) К'ак'-Тилив-Чан-Чаак отпраздновал окончание к'атуна. Через двести дней в надписях из Сааля в последний раз упоминается царь К'анвица Ицамнаах-Б'алам. Линда Шиле полагала, что речь идет о ритуале, во время которого его после долгого пребывания в плену в конечном итоге принесли в жертву. [35] Но текст очень поврежден и не дает достаточных оснований для такого вывода; сложно даже сказать, выступал ли Ицамнаах-Б'алам в качестве пленника или зависимого правителя. Ясно только, что событие происходило в присутствии саальского владыки. [36]

В результате успешных походов Иш-Вак-Чан-...-Ахав и К'ак'-Тилив-Чан-Чаака Сааль теперь контролировал значительную территорию. Владыки Йооц'а и К'анвица, которые воцарились в 712 году, признавали К'ак'-Тилив-Чан-Чаака своим сюзереном. Саальское влияние сохранялось и в Tууб'aле, местная царевна Иш-Унен-Б'алам стала женой К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. По всей Месоамерике победившие правители стремились закрепить за собой приобретенные территории путем создания единого рода, для чего женили детей или брали жен из числа своих новых подданных. [37]

Имеющиеся в нашем распоряжении источники не позволяют однозначно ответить на вопрос, как складывались отношения Сааля с Канульским царством после поражения Йукноом-Йич'aaк-K'aк'а в 695 году. В начале самостоятельного правления К'ак'-Тилив-Чан-Чаак говорит о своей преданности сюзерену, но на стелах, установленных в феврале 714 года по случаю первого к'атуна царствования молодого саальского владыки, Кануль уже не упоминается.

Стела 2. Портрет К'ак'-Тилив-Чан-Чаака.
Стела 2. Портрет К'ак'-Тилив-Чан-Чаака.

Несмотря на все усилия, предпринимаемые К'ак'-Тилив-Чан-Чааком, его власть над завоеванными землями оставалась непрочной. В день 9.14.2.15.7, 6 Маник' 5 Кех (27 сентября 711 года) саальские войска снова опустошили Сакха', казалось бы, подчиненное еще три года назад. Но долгое противостояние, похоже, истощило обе стороны. В том же году правитель, называющий себя сыном Йаш-Б'алам-Чаака, объявился в расположенном южнее Йаша' городище Ла-Найя и отпраздновал там окончание периода 9.14.3.0.0, 7 Ахав 18 К'анк'ин (19 ноября 714 года). На аналогичной церемонии, проведенной К'ак'-Тилив-Чан-Чааком в Вакчаб'нале, присутствовал и совершил обряд «разбрасывания курений» Ах-Калоом из Кукуля, вероятно, посланник Хасав-Чан-К'авииля I. Во всяком случае, после этого война опять затихла, а Йаша', похоже, осталась во власти К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. [38]

В ознаменование своих побед саальский царь включил в свою титулатуру эпитет «вук-цук». Вук-Цук или «Семь Частей» было древним названием всего Восточного Петена. Таким образом, К'ак'-Тилив-Чан-Чаак претендовал на роль повелителя всего региона.[39]

События правления К'ак'-Тилив-Чан-Чаака после 715 года описаны в текстах на Стелах 18, 28 и 31. К сожалению, их сохранность позволяет определить только, что между 716 и 726 годами царь был жив и по-прежнему воевал. В частности, в день 9.14.4.7.5, 5 Чикчан 13 Сип (7 апреля 716 года) было завоевано некое селение, затем описывается серия событий с участием К'ак'-Тилив-Чан-Чаака летом и осенью того же года, летом 718 и летом и осенью 719 года, однако, о чем идет речь – установить невозможно. Наконец, в апреле 726 года некие «царевичи» по царскому приказу отправились в поход на Кок (или Коком). Этими сообщениями заканчивается восстанавливаемая по источникам биография К'ак'-Тилив-Чан-Чаака. Дата смерти царя неизвестна, но на установленной его сыном Стеле 13 из Наранхо он назван «владыкой трех к'атунов», то есть умершим в возрасте от 40 до 60 лет. Это означает, что К'ак'-Тилив-Чан-Чаак жил как минимум до 728 года.

Бесспорно, правление К'ак'-Тилив-Чан-Чаака – самая яркая страница в истории Сааля. Сохранились – редкий случай в древней истории – личные вещи, принадлежавшие известному из письменных источников персонажу. Речь идет о двух великолепных расписных вазах, владельцем которых был К'ак'-Тилив-Чан-Чаак – «Вазе из Буэнависта» и «Вазе с кроликом». На последней, где изображены эпизоды мифа о кролике-пройдохе, каллиграфически выполненными иероглифами записаны сочные ругательства, до сих пор бытующие среди индейцев Чьапаса, - черта, достаточно откровенно характеризующая грубоватый юмор царя-воителя. Его столица Вакчаб'наль в VIII веке превратилась в третий по величине город Петена с населением приблизительно в 10 тысяч человек.[40] Само царство стало одним из сильнейших в мире майя. По мере ослабления Кануля именно Сааль превратился в главного противника Кукуля в Петене. Противостояние этих держав продолжится и после смерти К'ак'-Тилив-Чан-Чаака.


Примечания:

[25] Martin S., Grube N. Chronicle… Рр. 74-75

[26] Определенно можно лишь сказать, что Тууб'аль находился где-то между Тикалем и Наранхо. Согласно надписи на деревянной Притолоке 2 из «Храма IV» в Тикале, кукульский царь Йик'ин-Чан-К'авиль выступил в поход на Сааль из Йашкукуля в 9.15.12.11.12, 6 Эб' О Поп (7 февраля 744 года) и в тот же день прибыл в Тууб'аль. На следующий день город Вакчаб'наль, столица Сааля, был взят штурмом. Б'италь, очевидно, находился между Караколем и Наранхо, в районе границы современного Белиза.

[27] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 76

[28] Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 5

[29] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 76

[30] Названия этих городов записаны в первом случае удвоенным знаком «ко» с точками, а во втором – знаком «ушастый череп» (см. Талах В.М. Великий неспокій… Примітка 23)

[31] Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 6

[32] Беляев Д.Д. История майя в классический период: общий очерк. Формирование региональных государств в VIII в. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/maya-hist6.html

[33] Там же

[34] Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 7

[35] Schele L. and Freidel D. A Forest of Kings: The Untold Story of the Ancient Maya. – New York, 1990. Рр. 192-193

[36] Талах В.М. Великий неспокій… Ст. 7

[37] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 77

[38] Беляев Д.Д. История…

[39] Там же

[40] Беляев Д.Д. История…