Расцвет и закат Шукуупа

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Фрагмент Алтаря Q, портрет К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля, которого в знак почтения к его преклонному возрасту изобразили восседающим не на именном иероглифе, а на титуле «владыка пяти к'атунов» (то есть человек, достигший возраста от 80 до 100 лет).
Фрагмент Алтаря Q, портрет К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля, которого в знак почтения к его преклонному возрасту изобразили восседающим не на именном иероглифе, а на титуле «владыка пяти к'атунов» (то есть человек, достигший возраста от 80 до 100 лет).

Через шестнадцать дней после смерти К'ак'-Ути'-Чана, в 9.9.14.17.5, 6 Чикчан 18 К'айаб (8 февраля 628 года) «воссел на владычестве» двенадцатый царь Шукуупа К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль. Дэвид Стюарт, проанализировав две нижние ступени Иероглифической лестницы из Копана, реконструировал вероятную дату рождения этого владыки, 9.8.11.6.19, 9 Кавак 7 Мак (14 ноября 604 года).[xlvi] Таким образом, к моменту коронации К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль был еще довольно молодым человеком. О первых более чем двадцати годах его правления ничего неизвестно. В день 9.10.18.12.8, 8 Ламат 1 Йашк'ин (30 июня 651 года) К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль посвятил свой самый ранний известный монумент, Стелу 23, которую археологи обнаружили в периферийном городище Санта-Рита, расположенном примерно в 12 километрах от Копана.[xlvii] Ключевым событием стало окончание к'атуна 9.11.0.0.0, 12 Ахав 8 Кех (14 октября 652 года), когда была установлена целая серия «великих камней». Особенность монументов К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля заключается в том, что если Стелы 2 и 3 были установлены, как обычно, на Главной площади Хушвитика, то полнофигурные Стелы 10, 12, 13 и 19 разместили на склонах холмов по всей долине. За годы исследований ученые выдвинули ряд гипотез, призванных объяснить установление стел за пределами столицы: их считали пограничными столбами, указателями точек восхождения Солнца в важные дни года, способами почтить богов окрестных гор. По мнению Саймона Мартина и Николая Грюбе, монументы на пограничных холмах понадобились К'ак'-Ути'-Виц'-К'авиилю для того, чтобы подчеркнуть свою власть над всей долиной, которая, возможно, пошатнулась в начале его правления.[xlviii] На стелах содержатся пространные тексты, но, как и в случае с К'ак'-Ути'-Чаном, их содержание туманно.

Бог Дождя с гребнем в форме птицы баклан. Вероятно, был создан в правление К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля.
Бог Дождя с гребнем в форме птицы баклан. Вероятно, был создан в правление К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля.

Важное, хотя и не вполне понятное, упоминание К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля содержится на Алтаре L из Киригуа, где, вероятно, описан обряд «вызывания» этого шукуупского царя владыкой Цу' К'авииль-Йо'паатом в день окончания все того же к'атуна 9.11.0.0.0. В иероглифических текстах майя обряд «вызывания» видений, как правило, связывается с богами, употребление этого понятия по отношению к правителю соседнего царства является весьма необычным. Традиционно надпись на Алтаре L из Киригуа считают свидетельством того, что в середине VII века Цу', как и во времена К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', по-прежнему оставалось в сфере политического влияния Шукуупа, но окончательно подтвердить или опровергнуть это толкование можно будет только точно объяснив значение связывающего два царства события.[xlix] Косвенные данные свидетельствуют, что в то время Шукууп оказывал также политическое или культурное влияние на расположенные дальше на север (в современном Белизе) городища Пусильха и Ним-Ли-Пунит. Среди царей Пусильхи упоминаются тезки шукуупских владык К'ак'-Ути'-Чан и К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль, а правители Ним-Ли-Пунит носили особый головной убор (так называемый «тюрбан»), который из всех остальных центров майя зафиксирован только на монументах Копана.[l]

После окончания к'атуна 9.11.0.0.0 К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль правил еще почти 43 года и за это время установил, по меньшей мере, семь новых монументов. Он умер в день 9.13.3.5.7, 12 Маник' 0 Йашк'ин (18 июня 695 года) в возрасте 91 года и был погребен всего через два дня (верный признак того, что гробницу для него приготовили заранее). Почтение потомков к преклонному возрасту этого царя было столь велико, что на Алтаре Q он обозначен не своим именем, а титулом «владыка пяти к'атунов» (то есть человек, достигший возраста от 80 до 100 лет).[li] Долгое правление К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля, несомненно, являлось одним из ключевых эпизодов в истории Шукуупа. Двенадцатый владыка оставил глубокий след в архитектуре Хушвитика. Он завершил «Сооружение 2», обозначив северную границу Главной площади. К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииль совершил ритуальное разрушение построенного Туун-Каб'-Хишем здания Папагайо с венчающей его пирамидой Маскарон и возвел над ними новое святилище, названное археологами Чорча. В это время Стела 63 и связанная с ней иероглифическая ступень были разбиты, сожжены и ритуально захоронены вместе с несколькими каменными головами ара, которые, кажется, извлекли из ранней версии площадки для игры в мяч. Чорчу венчало длинное напоминающее галерею сооружение с семью дверными проемами спереди и сзади, а под ее полом был обнаружен большой склеп (7,6 метров в длину), перекрытый одиннадцатью огромными каменными плитами. Плиты закрывали одно из самых богатых погребений Копана. Тело хозяина гробницы было завернуто в циновку и украшено многочисленными предметами из жадеита, среди которых выделяются ожерелье и массивные ушные вставки. Рядом лежали останки зрелого мужчины и ребенка, которых, вероятно, принесли в жертву. Среди подношений покойному были найдены 44 керамических сосуда, шкуры ягуара и редкие раковины спондилус, а также письменные принадлежности и, по крайней мере, одна рассыпавшаяся книга, за что погребение Чорчи получило условное название «Гробницы писца». Имеющиеся у нас доказательства позволяют предположить, что погребение принадлежало самому К'ак'-Ути'-Виц'-К'авиилю. Об этом особенно красноречиво свидетельствует тот факт, что связанная с Чорчей лестница была названа «ступенями К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля». Среди большого числа керамических курильниц, оставленных вокруг святилища Чорчи, выделяются 12, крышки которых были изготовлены в виде человеческих фигур. Теотиуаканские круги вокруг глаз одной из них позволили идентифицировать ее как К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', следовательно, все собрание является портретами К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля и одиннадцати его предшественников на престоле Шукуупа.[lii]

Четыре керамические курильницы из святилища Чорчи с крышками в форме человеческих фигур. Всего таких курильниц было обнаружено двенадцать. Характерные круги вокруг глаз одного из персонажей позволили идентифицировать его как К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', следовательно, все собрание является портретами К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля и одиннадцати его предшественников на престоле Шукуупа.
Четыре керамические курильницы из святилища Чорчи с крышками в форме человеческих фигур. Всего таких курильниц было обнаружено двенадцать. Характерные круги вокруг глаз одного из персонажей позволили идентифицировать его как К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', следовательно, все собрание является портретами К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля и одиннадцати его предшественников на престоле Шукуупа.

В день 9.13.3.6.8, 7 Ламат 1 Моль (9 июля 695 года) «воссел на владычество» преемник К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль («Восемнадцать Ликов К'авииля). На Стеле J из Копана этот владыка описывает свое собственное воцарение как «взятие К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'» (вероятно, фигурки с изображением обожествленного основателя династии).[liii] Дата его рождения неизвестна, но на некоторых монументах этот царь изображен как молодой мужчина лет двадцати. Возможно, примерно в таком возрасте он и занял престол.[liv]

Портреты Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля на копанских стелах (слева направо): Стела C, A и B.
Портреты Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля на копанских стелах (слева направо): Стела C, A и B.

Правление Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля – это время яркого контраста между культурным расцветом Шукуупа и крупнейшим военным поражением в его истории. Тринадцатый владыка оставил после себя много памятников. Его первый монумент, установленная в день окончания десятилетия 9.13.10.0.0, 7 Ахав 3 Кумк'у (26 января 702 года) Стела J, располагался у восточного входа в Хушвитик. Стела необычна тем, что была увенчана резной каменной крышей, обозначающей символический «дом». Иероглифы на ней выстроены диагональными рядами, имитирующими плетение циновки. Такая надпись выглядит очень эффектно, но крайне трудна для чтения.[lv]

Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль проявил себя как плодотворный строитель. Вероятно, до дня 9.13.14.0.1, 5 Имиш 4 К'айаб (6 января 706 года) он завершил строительство над Чорчей и «Гробницей писца» нового святилища, которое археологи обозначают красивым женским именем Эсмеральда. Эту пирамиду украсили большой Иероглифической лестницей, посвященной в день 9.13.18.17.9, 12 Мулук 7 Муваан (29 ноября 710 года). На монументе содержалась длинная надпись, излагающая «официальную» историю Шукуупа. Помимо этого, Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль также бережно накрыл Розалилу новой версией «Храма 16», так называемой Пурпурой. Судя по стилю, этот царь построил Храмы 20 и 21 на Восточной площадке (оба сооружения были в начале ХХ века смыты рекой Копан). В 9.13.3.6.8, 5 Ламат 1 Сип (27 марта 715 года) по случаю двадцатилетия от дня коронации Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля был посвящен «Храм 22» - наилучшим образом сохранившееся сооружение этого царя. Углы храма украшают многочисленные маски с изображениями чудовища горы, дверные проемы имеют форму огромной клыкастой пасти, которая в иконографии майя символизирует вход в пещеру. Внутри сооружения можно увидеть скульптурный фриз с изображением космической сцены. Вверху лежит фантастический ящер, который олицетворяет собой ночной небесный свод. Его поддерживают два держателя, которые символизируют горы и сидят на пьедесталах в форме человеческого черепа, обозначающих смерть и подземный мир. Черепа обрамляют покрытую надписью ступень, на которой содержится цитата от первого лица: «Я завершил мое двадцатилетие».[lvi] Также внутри храма имеется окошко, ориентированное на точку восхода Солнца и регулярного прохождения Утренней Звезды перед началом сезона дождей и сельскохозяйственных работ. Анализ скульптур «Храма 22» показывает, что он, вероятно, был посвящен Богу Маиса, этим объясняется и ориентация окна: оно указывает время, когда маису уделялось особое внимание.[lvii]

Стела А из Копана, посвященная Вашаклахуун-Уб'аах-К'авиилем в 731 году.
Стела А из Копана, посвященная Вашаклахуун-Уб'аах-К'авиилем в 731 году.

Но самой примечательной особенностью правления Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля, несомненно, является резкая смена стиля в монументальной скульптуре. Если Стела J еще мало отличалась от монументов К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля, то после 710 года стиль резьбы по камню существенно меняется и стелы Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля обретают пластичность, не уступающую произведениям из штука. В то время как его предшественник устанавливал монументы по всей долине, тринадцатый царь Шукуупа сосредоточил свои камни в группы, примыкающие к Главной площади Хушвитика. Его Стелы C, F, 4, H, A, B и D, установленные именно в таком порядке между 711 и 736 годами, характеризуются раскованностью и смелостью форм. В значительной степени именно эти скульптуры принесли Копану всемирную славу. На каждой из этих стел Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль показан в момент совершения ритуального действия, но монументы отличаются масками и регалиями связанных с этими обрядами богов. Так, на Стеле А царь показан как воплощение юного Бога Маиса, а на Стеле В он олицетворяет местное божество Мо'-Виц'-Ахава. В текстах на стелах описаны эти обряды, с помощью которых Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль призывал богов и обеспечивал себе их благосклонность.[lviii]

Как и его предшественники, Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль избегал изображать на своих памятниках сцены военного триумфа, столь популярные в других частях мира майя. Тем не менее, мы располагаем свидетельствами того, что его правление вовсе не было временем безмятежного спокойствия. Как и прежде, в зависимости от Шукуупа оставалось царство Цу'. На Стеле Е из Киригуа сообщается, что в день 9.14.13.4.17, 12 Кабан 5 К'айаб (2 января 725 года) Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль руководил инаугурацией владыки Цу' К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата.[lix] На необычном каменном цилиндре, хранящемся сегодня в музее Копана, сказано, что в день 9.14.6.5.9, 13 Мулук 7 Поп (20 февраля 718 года) Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль сжег Шкуй. Местонахождение этой политии пока еще не установлено, помимо Копана Шкуй позднее упоминается также на нескольких монументах из Киригуа, шкуйский владыка К'ин-Куч-Б'алам в 760-780-х годах был союзником или вассалом К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата.[lx] В день 9.14.19.8.0, 12 Ахав 18 Кумк'у (3 февраля 731 года) Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль посвятил уже упоминавшуюся Стелу А из Копана. В надписи на этом монументе сообщается о принесении в жертву знатных людей, вероятно, пленников из Ципти', Пува и Бама. В начале VII века правители Бама (Лос-Игос) были вассалами Шукуупа, поэтому конфликт с этим царством, возможно, свидетельствует о сужении сферы политического влияния Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля.[lxi] На той же Стеле А содержится очень интересный текст, в котором, вероятно, выражено представление о четырехчастной организации мира, согласно которому существовало четыре «великих царства» по четырем сторонам света, каждое управлявшее своим сектором мира: «Они суть четыре древа неба, четыре Миина неба, четыре угла неба, четыре копыта неба (альтернативный перевод «четыре дара неба» - М.С.) - священный царь Шукуупа, священный царь Муталя (Кукуля – М.С.), священный царь Каналя (Кануля – М.С.), священный царь Баакаля (Баакуля – М.С.) - … зеркало небес, зеркало земли, (они суть) восток, запад, юг и север, они суть открывающие портал, закрывающие портал …».[lxii] Хотя надпись все еще вызывает споры по поводу толкования деталей, очевидным является стремление тринадцатого правителя Шукуупа поставить свое царство в один ряд с сильнейшими державами майяского мира.

В 738 году, за несколько месяцев до своей гибели, Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль посвятил третью и последнюю версию площадки для игры в мяч в Копане.
В 738 году, за несколько месяцев до своей гибели, Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль посвятил третью и последнюю версию площадки для игры в мяч в Копане.

В день 9.15.6.8.13, 10 Бен 16 К'айаб (10 января 738 года) Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль посвятил в Хушвитике третью и последнюю версию местной площадки для игры в мяч. По оценке Саймона Мартина и Николая Грюбе, это один из самых больших и самых совершенных стадионов классической эпохи. Как и предыдущие, он был посвящен великому божеству ара, фасады его боковых зданий украшали не менее 16 мозаичных скульптур этих птиц.[lxiii]

Между тем, у владыки Шукуупа, видимо, испортились отношения с вассалом из Цу'. В противовес своему сюзерену К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат наладил дружественные отношения с царем Кануля Вамаав-К'авиилем, который под 736 годом упоминается на Стеле I из Киригуа. Противостояние Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля с мятежным вассалом обострялось и в апреле 738 года, всего через несколько месяцев после посвящения площадки для игры в мяч, переросло в войну. О ее начале, вероятно, повествуется на Стеле I из Киригуа, где сказано, что в день 9.15.6.14.0, 13 Ахав 18 Соц' (27 апреля 738 года) произошло пленение и последующее сожжение деревянных изображений богов-покровителей шукуупской династии Чан-Те'-Ахава и К'уй-Б'оок(?)-Ахава. Как уже неоднократно отмечалось при изложении истории других майяских царств, захват и осквернение изображений богов противника – характерная черта месоамериканских войн. Видимо, 27 апреля 738 года произошла крупная битва, в которой войска Шукуупа потерпели сокрушительное поражение.[lxiv] Развязка наступила спустя всего шесть дней. Сразу на нескольких монументах из Киригуа лаконично сообщается, что в день 9.15.6.14.6, 6 Кими 4 Сек (3 мая 738 года) царь Шукуупа Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль был обезглавлен по повелению владыки Цу' К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата. Следует отметить, что о гибели Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииля сообщается также на Иероглифической лестнице из Копана, но шукуупские писцы, видимо, попытались смягчить трагичность и унизительность этих событий, представив смерть своего владыки как «падение его кремня и щита», то есть поражение в бою.[lxv]

Виктор Талах полагает, что К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат потому столь жестоко расправился с Вашаклахуун-Уб'аах-К'авиилем, что сам стремился занять шукуупский престол. Данная версия подтверждается тем, что после войны 738 года К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паат вместо традиционного титула «владыка Цу'» начинает именовать себя «черным владыкой Шукуупа» и «южным калоомте'» (последний титул использовался и царями Шукуупа), а также «четырнадцатым в ряду от человека из Витенааха» (то есть К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'). Но воплотить свои мечтанья в явь ему, видимо, так и не удалось. Насколько мы можем судить из источников, несмотря на все трудности послевоенного времени, местная династия в Шукуупе прервана не была.[lxvi]


Примечания:

[xlvi] Stuart D. The Birth Date of Copan’s Ruler 12? http://decipherment.wordpress.com/2007/04/08/the-birth-date-of-copans-ruler-12/

[xlvii] Stuart D. Copan Archaeology and History… Р. 20. Надпись на этом монументе посвящена началу текущей эпохи творения по космологии майя в день 13.0.0.0.0, 4 Ахав 8 Кумк'у (13 августа 3114 года до нашей эры).

[xlviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 201

[xlix] Looper M. Lightning Warrior: Maya Art and Kingship at Quirigua – Austin, 2003, P. 52

[l] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 201

[li] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 203

[lii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 202. Следует отметить, что отождествлению хозяина гробницы с К'ак'-Ути'-Виц'-К'авиилем противоречат результаты антропологического исследования костей, согласно которым скелет принадлежал мужчине в возрасте 35-40 лет. Риккардо Агурсиа и Уильям Фэш полагают, что в «Гробнице писца» был погребен один из братьев или сыновей К'ак'-Ути'-Виц'-К'авииля (смотрите Agurcia Fasquelle R., Fash W. Copán. A Royal Maya Tomb Discovered // National Geographic., Vol.176, No 4, 1989, p. 485)

[liii] Schele L., Looper M. The Inscriptions of Quirigua and Copan. The Workbook for the XXth Maya Hieroglyphic Workshop Texas, 1996, P. 26

[liv] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 4

[lv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 203; Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 5

[lvi] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 204-205

[lvii] Aveni A. Venus and the Maya // American Scientist. Vol.67, No3, 1979, p.280

[lviii] Martin S., Grube N. Chronicle… Рp. 203-204

[lix] Looper M. Lightning Warrior… Рр. 57-58

[lx] Looper M. The History of Xkuy, an UnidentifiedSoutheasternCenter// Glyph Dwellers, Report 24, 2007, Рр. 1-2 http://nas.ucdavis.edu/NALC/R24.pdf

[lxi] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 5

[lxii] Перевод дан по: Беляев Д.Д. История майя в классический период: общий очерк. Формирование региональных государств в VIII в. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/maya-hist6.html

[lxiii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 205

[lxiv] Looper M. Lightning Warrior… Рр. 78-79

[lxv] Looper M. Lightning Warrior… Р. 77

[lxvi] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 6