Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Додинастическая эпоха и становление династии шукуупских владык. К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Несмотря на все усилия археологов и активные исследования, ведущиеся в Копане, мы по-прежнему мало знаем о начальном этапе истории Шукуупского царства и его столицы. Это вызвано тем, что ранние монументы сохранились, как правило, лишь во фрагментах, еще в классический период их часто преднамеренно разбивали и даже использовали в качестве строительного материала для более поздних сооружений. По данным археологов, сравнительно крупное поселение на месте городища Копан существовало уже на рубеже нашей эры. Точкой отсчета в местной истории традиционно принято считать «прибытие» в 427 году в Хушвитик К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Однако на монументах из Копана упоминаются отдельные события, которые предшествовали воцарению основателя шукуупской династии. Дэвид Стюарт объединяет их в «додинастическую эпоху» в истории Шукуупского царства.[iv]

Портрет К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' из внутреннего святилища последней версии «Храма 16», построенной около 776 года.
Портрет К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' из внутреннего святилища последней версии «Храма 16», построенной около 776 года.

В дошедших до нас иероглифических текстах додинастическая история представлена в виде разрозненных дат и событий, которые очень трудно связать между собой, поскольку они отстоят друг от друга на десятки или даже сотни лет. Все, что мы знаем о тех далеких временах, основывается на позднеклассических ретроспективных источниках, поскольку на сегодняшний день в Копане не найдено ни одного додинастического монумента. Среди историков даже нет единого мнения по вопросу о том, были ли эти туманные упоминания событий, предшествовавших воцарению К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', проявлением памяти владык и писцов о древней истории своего царства или всего лишь местной версией династического мифа.[v]

Самая древняя дата из Копана содержится на Алтаре I и соответствует дню 7.1.13.15.0, 9 Ахав 13 Кумк'у (14 октября 321 года до нашей эры). Любопытно, что с ней не связано какое-либо событие или имя; дата дается так, словно читатель заранее знал о ее значении. Дата, очевидно, является слишком ранней для того, чтобы ее можно было считать частью реальной истории Шукуупа. Вероятно, она имела некое космологическое или мифологическое значение.[vi]

Сразу на двух позднеклассических монументах из Копана, Стелах I и 4, упоминается окончание к'атуна 8.6.0.0.0, 10 Ахав 13 Ч'ен (18 декабря 159 года нашей эры). В надписях сказано, что обряд по случаю этого календарного события был совершен в «Холмах Агавы» человеком по имени К'инич-Йахав-Хуун. Не вполне понятно, какое отношение эта церемония имеет к истории Шукуупа. В иероглифических текстах местность, обозначаемая условно как «Холмы Агавы» (ее подлинное название пока не расшифровано), выступает в качестве полулегендарной прародины, из которой вели свое происхождение также правители Кукуля, Кануля и Па'чана (Йашчилана). Местонахождение «Холмов Агавы» остается предметом спора, наиболее вероятно, что они располагались в северном Петене или южном Кампече - регионе, где процветала доклассическая цивилизация, и находятся такие городища как Эль-Мирадор, Накбе, Калакмуль.[vii] Что же касается К'инич-Йахав-Хууна, то кроме Копана этот персонаж упоминается также на Стеле К из городища Пусильха в Белизе и, вероятно, на нескольких расписных вазах (K1384, K1882, K2572).[viii] Надпись на Стеле I из Копана продолжается датой 8.6.0.10.8, 10 Ламат 16 Поп (13 июля 160 года), которая наступила всего через 208 дней после окончания к'атуна 8.6.0.0.0. К сожалению, событие в следующем блоке полностью стерлось, но дальше сохранился «эмблемный иероглиф» Шукуупа, следовательно, стертый глагол должен был выражать некое действие или событие, касающееся этого царства. Дэвид Стюарт и Линда Шиле даже предполагали, что в этом фрагменте зафиксировано официальное «основание» Шукуупа.[ix] Позднее Дэвид Стюарт высказывал мысль, что 208 дней, которые разделяют две ранние даты на Стеле I, могли понадобиться К'инич-Йахав-Хууну для того, чтобы после завершения ритуальных торжеств прибыть из «Холмов Агавы» в Шукууп и стать там правителем.[x] Впрочем, пока все это не более чем гипотезы, достоверность которых невозможно проверить.

Сцена на черепе пекари из «Погребения 1» в Копане, прорисовка.
Сцена на черепе пекари из «Погребения 1» в Копане, прорисовка.

Еще одна запись, касающаяся додинастической истории Шукуупа, содержится на хорошо известном черепе пекари из «Погребения 1» в Копане. В центре черепа выгравирована сцена, изображающая двух персонажей, лица которых обращены к стеле, установленной на алтаре. В связанной с этим изображением иероглифической надписи говорится об установлении неким Хуун-Ахавом камня по случаю окончания к'атуна 8.17.0.0.0, 1 Ахав 8 Ч'ен (21 октября 376 года).

Наконец, на Стеле 15 из Копана упомянуто окончание к'атуна 8.19.0.0.0, 10 Ахав 13 К'айаб (25 марта 416 года), которое лишь на десять лет предшествовало воцарению К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Сама Стела 15 была установлена в 524 году, в начале правления седьмого «Священного Владыки Шукуупа» Б'алам-Нена. Текст на ней сохранился не полностью, но явно содержит перечень дат окончания нескольких предыдущих периодов. Тем самым подчеркивалась преемственность ритуала, восходящего к додинастическим временам.[xi]

Новый этап в истории Шукуупа связан с деятельностью загадочного персонажа К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' («Солнечный – Зеленый Кецаль-Ара»), основавшего в 426-427 годах местную (хотя, возможно, уже и не первую) династию. Главным источником наших знаний о событиях того времени является надпись на Алтаре Q – позднеклассическом монументе, созданном в царствование шестнадцатого шукуупского владыки Йаш-Пасах-Чан-Йо'паата. На всех четырех сторонах алтаря представлены портреты шестнадцати царей Шукуупа, которые сидят на своих именных иероглифах. На западной стороне рядом с Йаш-Пасах-Чан-Йо'паатом изображен К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. В надписи на верхней грани алтаря описано, как происходило утверждение династии. Повествование начинается с того, что в день 8.19.10.10.17, 5 Кабан 15 Йашк'ин (6 сентября 426 года) К'ук'-Мо'-Ахав («Владыка Кецаль-Ара») «взял К'авииля» в Витенаахе. К'ук'-Мо'-Ахав – это, очевидно, личное (прединаугурационное) имя К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Данное предположение подтверждается тем, что помимо Алтаря Q обряд «взятия К'авииля» 6 сентября 426 года описан также на Иероглифической лестнице из Копана, но там в качестве главного героя события выступает К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.[xii] Ритуал взятия скипетра с изображением бога К'авииля на навершии неоднократно упоминается в иероглифических текстах. Например, на Стеле Е из Киригуа выражение «взял К'авииля» используется для описания церемонии инаугурации местного владыки К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паата в 725 году. Очень часто эту фразу рассматривают просто как одну из метафор, обозначающих воцарение.[xiii] Дэвид Стюарт, однако, указал, что толкование выражения «взял К'авииля» как синонима для «он воцарился» противоречит надписи на Стеле J из Киригуа, где сказано о «взятии К'авииля» уже упоминавшимся царем К'ак'-Тилив-Чан-Йо'паатом после одержанной им в 738 году важной военной победы над Шукуупом. По мнению Стюарта, сообщения о «взятии К'авииля» в иероглифических текстах следует понимать не как церемонию инаугурации, а как обретение владыкой некоего нового, более высокого статуса, выраженного через получение им священных предметов.[xiv]

В любом случае, 6 сентября 426 года К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' либо был провозглашен царем, либо получил некий более высокий статус, также связанный с царской властью. Но где происходила церемония? На Алтаре Q местом «взятия К'авииля» назван Витенаах. Это название часто присутствует на монументах из Копана. В позднеклассических текстах К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' именуют «человеком из Витенааха» или «владыкой Витенааха».[xv] Помимо Копана, Витенаах упоминается в надписях из Тикаля, Йашчилана, Киригуа и других городищ. При этом он явно связан с символикой Теотиуакана. Так, на Стеле 2 из Трес-Ислас Витенаах присутствует в иероглифической подписи к портрету воина в теотиуаканской одежде. Связь Витенааха с Теотиуаканом вполне согласуется с образом К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' на позднеклассических монументах из Копана: потомки неизменно изображали основателя династии с двумя большими кругами вокруг глаз, которые символизировали теотиуаканского бога дождя Тлалока. Поэтому многие исследователи полагают, что Витенаах – это название или одно из названий Теотиуакана у майя классического периода.[xvi]

Текст продолжается сообщением, что в 8.19.10.11.0, 8 Ахав 18 Йашк'ин (9 сентября 426 года), всего через три дня после «взятия К'авииля», К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' «отправился в путь» из Витенааха, неся с собой изображение или статуэтку К'авииля, и через 153 дня в 8.19.11.0.13, 5 Бен 11 Муваан (9 февраля 427 года) прибыл в Хушвитик, то есть собственно в Копан. Таким образом, из надписи на Алтаре Q можно сделать вывод, что К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' заручился поддержкой со стороны Витенааха-Теотиуакана (возможно, даже военной) и основал в Шукуупе новую династию, которая оставалась у власти в течение всего классического периода. История К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' имеет явные параллели с «прибытием» Сийах-К'ак'а в Петен в 378 году и установлением «Нового порядка». Вероятно, первый шукуупский царь был его частью или, по крайней мере, использовал эту идеологию, в которой сочетались теотиуаканские и собственно майяские элементы, для укрепления своей власти.[xvii] Следует отметить, что на многих поздних копанских монументах К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' имеет высший в политической иерархии классических майя титул «западного калоомте'», что также свидетельствует о его связях с Теотиуаканом и «Новым порядком» в Петене.[xviii]

Так называемый «маркер Мотмот», один из немногочисленных ранних монументов, обнаруженных в Копане. На камне искусно вырезаны портреты сидящих друг напротив друга К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и «Правителя 2», а пространство между ними занимает иероглифический текст.
Так называемый «маркер Мотмот», один из немногочисленных ранних монументов, обнаруженных в Копане. На камне искусно вырезаны портреты сидящих друг напротив друга К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' и «Правителя 2», а пространство между ними занимает иероглифический текст.

Сложнее обстоит дело с определением этнического происхождения основателя шукуупской династии. Довольно долго его считали мексиканцем, выходцем из Витенааха-Теотиуакана, но затем Дэвид Стюарт обратил внимание на то, что в облике теотиуаканского воина К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' предстает главным образом на поздних монументах, в то время как на раннем рельефе так называемого «маркера Мотмот» он имеет вполне майяское одеяние и символы власти. Его имя также майяское и включает названия двух птиц, обитающих в субтропических лесах южной части Месоамерики. Стюарт пришел к выводу, что К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' был представителем майяской знати, который посетил Витенаах и получил поддержку со стороны тамошнего правителя.[xix] Позднее этот же исследователь обнаружил, что на Стеле 63 из Копана К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' имеет особый титул «Владыка Хушвицы». Хушвица – это древнее название городища Караколь, столицы царства К'анту'. На основании своего открытия Стюарт пришел к выводу, что основатель шукуупской династии происходил из Хушвицы.[xx] Данная гипотеза, кажется, согласуется с результатами химического анализа останков, вероятно, принадлежавших К'инич-Йаш-К'ук'-Мо', который показал, что этот человек родился и вырос за пределами долины реки Копан, в Центральном Петене.[xxi]

Помимо событий, связанных с основанием династии, мы почти ничего не знаем о деятельности и правлении К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'. Известно, что уже в те ранние времена в вассальной зависимости от Шукуупа находилось соседнее царство Цу' (Киригуа) – в день своего отбытия из Витенааха, 9 сентября 426 года, К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' руководил инаугурацией первого известного нам владыки Цу' Ток-Чича, который тогда также посетил далекий мексиканский город.[xxii] В своей новой столице над уже существовавшими кирпичными доклассическими постройками К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' возвел две большие пирамиды, обозначаемые сегодня условно как Хуналь и Йаш. Позднее над этими пирамидами были построены, соответственно, «Храм 16» и «Храм 26» Копана. Хуналь был выполнен в теотиуаканском стиле талуд-и-таблеро, в то время как стиль платформы Йаш имеет черты сходства с архитектурой Петена.[xxiii] Также К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' (вероятно, вместе со своим сыном и наследником) исполнил торжественные обряды по случаю окончания бак'туна 9.0.0.0.0, 8 Ахав 13 Кех (11 декабря 435 года) - одного из важнейших ритуальных событий в календарном цикле майя.[xxiv]

Дата смерти К'инич-Йаш-К'ук'-Мо' неизвестна, но он, несомненно, уже был мертв в 437 году, когда на троне Шукуупа находился его сын. В 1995 году команда археологов, возглавляемая Робертом Шэрером и Дэвидом Седатом, обнаружила под полом Хуналя сводчатый склеп. Внутри были останки пожилого мужчины, украшенные подобающим царскому статусу набором из жадеитовых украшений, который включал большую нагрудную полосу, ушные вставки и зубные инкрустации. На скелете сохранились следы нескольких травм, напоминающих боевые ранения, в том числе сломанная правая рука, которую должным образом так и не излечили. Расположенная в самом центре копанского Акрополя, под, по меньшей мере, семью зданиями, каждое из которых было посвящено в память об основателе династии, гробница, похоже, принадлежала самому К'инич-Йаш-К'ук'-Мо'.[xxv]


Примечания:

[iv] Stuart D. The Beginnings of the Copan Dynasty: A Review of the Hieroglyphic and Historical Evidence. // Understanding Early Classic Copan, edited by Ellen E. Bell, Marcello A. Canuto, and Robert J. Sharer, Р. 216

[v] Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. Second edition. – L.; N.Y., 2008, Р. 193

[vi] Stuart D. The Beginnings…, Р. 216

[vii] Grube N. El Origin de la Dinastía Kaan // Los Cautivos de Dzibanché. Mexico City, 2004. Pр. 127-131

[viii] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 1. На вазах K1882 и K2572 приводятся даты «взятия К'авииля» К'инич-Йахав-Хууном, но они даны только по Календарному кругу и не согласованы между собой (на одном сосуде 7 Чикчан 18 Сак, на втором 7 Чикчан 8 Ч'ен).

[ix] Schele L. Stela I and the founding of the city of Copán // Copan Note 30. November, 1987

[x] Stuart D. The Beginnings…, Р. 221

[xi] Stuart D. The Beginnings…, Р. 223

[xii] Талах В.М. Сімнадцять…, ст. 1

[xiii] Смотрите, например, Беляев Д.Д., Токовинин А.А. Сакральная власть майяских царей (III–IХ вв. н.э.) // Сакрализация власти в истории цивилизаций. М., 2005. Ч. 1. С. 146–160. http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/sacral_power.html

[xiv] Stuart D. The Beginnings…, Р. 233

[xv] Stuart D. The Beginnings…, Р. 236

[xvi] Stuart D. The Beginnings…, Р. 239

[xvii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 193

[xviii] Титул «западного калоомте'» имел, в частности, правитель Теотиуакана Хац'о'м-Куй. Подробнее об этом смотрите в главе «Прибытие чужеземцев из Теотиуакана и становление нового политического порядка в Петене» очерка «Кукульское царство (Тикаль)».

[xix] Stuart D. A Foreign Past: The Writing and representation of History on a Royal Ancestral Shrine at Copan // Copán : the history of an ancient Maya kingdom / edited by E. Wyllys Andrews and William L. Fash, P. 376

[xx] Stuart D. The Origin of Copan’s Founder http://decipherment.wordpress.com/2007/06/25/the-origin-of-copans-founder/

[xxi] Талах В.М. Сімнадцять…, ст.ст. 1-2

[xxii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 216

[xxiii] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 193

[xxiv] Важность этого события подтверждается уже хотя бы тем, оно упомянуто в Копане сразу на пяти монументах.

[xxv] Martin S., Grube N. Chronicle… Р. 193