Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

История доинкского населения Перу

Башилов Владимир Александрович ::: История доинкского населения Перу

К моменту первых контактов с европейцами в XVI в. население того района ми­ра, который занимает ныне республика Перу, прошло долгий путь исторического развития от первобытных охотников эпохи позднего плейстоцена до раннеклассовых государств и империй.

Своеобразие развития и тесные связи между народами, населявшими этот рай­он, позволяют выделять его в особую культурно-историческую область - Цент­ральные Анды. Наряду с Мезоамерикой и Промежуточной областью он входил в обширную зону древних цивилизаций Нового Света, протянувшуюся от Централь­ной Мексики до Боливийского Альтиплано.

Территория Перу распадается на три большие природно-географические зоны. Это коста - узкая прибрежная полоса каменистой пустыни, прорезанная долинами небольших речек, сбегающих с Анд в Тихий океан; сьерра - горные хребты и пло­скогорья, разделенные глубокими долинами больших и малых рек, и монтанья - восточные склоны Анд, покрытые тропической растительностью и переходящие в Амазонскую низменность.

Разнообразие природных условий и ресурсов во все эпохи древнейшей истории Перу определяло специфику экономики и культуры различных районов и в то же время способствовало развитию обмена между зонами, шедшего по речным доли­нам и горным перевалам. При огромном (более 4000 м) перепаде высот большую роль в жизни древнего человека играла также вертикальная зональность.

Изучение древностей Центральных Анд началось практически сразу после ис­панского завоевания в 30-е годы XVI в. Много сведений о государстве инков, с ко­торым столкнулись конкистадоры, содержится в хрониках и прочих письменных ис­точниках вплоть до XVIII в. В них есть также информация, связанная с другими на­родами и с эпохами, предшествующими установлению инкского господства.

После достижения независимости в 1826 г. Перу становится объектом при­стального внимания европейской науки. В первой половине и середине XIX в. эти места посещают известные путешественники и ученые - А. Гумбольдт, И.Я. Чуди, А. д'Орбиньи, Э.Дж. Скуайер, Э. Миддендорф и др. Оставленные ими подробные описания наиболее ярких археологических памятников сохраняют свое значение до сих пор. В то время для музеев Европы были собраны первые крупные коллекции перуанских древностей. Их, как правило, связывали с инками, поскольку именно они были хорошо известны по письменным источникам.

Систематическое изучение археологических памятников Перу началось с кон­ца XIX в. и уже к рубежу XX столетия стало ясно, что инкской державе предшествовал долгий и сложный путь исторического развития. Первую схему древней исто­рии по археологическим данным создал "отец перуанской археологии" М. Уле, ко­торый показал, что задолго до инков по всей территории страны распространилось

влияние боливийской культуры Гиауанако. В результате работ М. Уле доинкская история Центральных Анд приобрела значительную хронологическую глубину.

В 1919 г. Х.С. Тельо открыл культуру Чавин, которую он считал праматерью всех перуанских цивилизаций, связывая их происхождение с Амазонией. Тем не ме­нее в 20-30-е годы многие исследователи (П. Риве, М. Уле, X. Хихон-и-Кааманьо и др.). рассматривая эту проблему, выводили древние цивилизации из Мезоамерики или других областей. В то же время А.Л. Кребер высказал мнение об их складыва­нии на местном архаическом субстрате.

К концу 40-х годов были получены большие археологические материалы. Осо­бенно обогатились знания о древностях северной части побережья, где Р. Ларко Ойле и другие ученые исследовали яркие памятники цивилизации Мочика и выделили ряд новых культур. Все это позволило выстроить сложную схему древнейшей исто­рии Перу, в которой периоды регионального развития перемежались тремя раннеперуанскими культурными горизонтами - Чавина, Тиауанако и инков.

Па основе этой схемы У.К. Беннет выдвинул концепцию "перуанской общей традиции", рассматривая древнее Перу как синхронно развивающееся единство, ха­рактеризуемое рядом черт, общих для всей территории. В этой концепции недоста­точно учитывались неравномерность и специфика развития отдельных районов I Митральных Анд на различных этапах их истории. Она носила излишне обобщен­ный и статичный характер.

В 50-60-е годы группа археологов Калифорнийского университета во главе с Дж.Х. Роу создали дробную относительную хронологию ряда районов Перу, зало­жив основу для детальных сопоставлений древних культур во времени. Тогда же в практику перуанской археологии был широко внедрен метод радиоуглеродного да­тирования.

Наряду с исследованиями традиционного плана, посвященными установлению хронологических соотношений и характеристике древних культур, в перуанской ар­хеологии возникает ряд новых тенденций. Г.Р. Уилли, изучая памятники долины Пиру, сформулировал основные принципы "поселенческой археологии'' - направле­ния, которое позже нашло широкое использование при изучении древностей мно­гих районов мира. Г.Р. Уилли придавал большое значение вопросам палеоэкономики, системе расселения, появлению городских центров, т.е. историческому осмысле­нию археологических материалов. Перуанской археологии посвящена большая гла­ва в южноамериканском томе его "Введения в американскую археологию" (1971 г.).

В 50-е годы складывается и национальная школа перуанских археологов.

Начиная с раскопок поселения Уака-Приета в 40-е годы XX в. внимание архео­логов привлекают древности докерамического периода, связанные с формировани­ем земледелия, которое послужило одной из предпосылок складывания древнеперуанских цивилизаций. Исследования, проведенные в 1969-1970 гг. экспедицией Р.С. Мак-Нейша в долине Аякучо, сделали возможной детальную реконструкцию этого процесса в горном Перу. В то же время изучение докерамических памятников побережья привело исследователей к мысли о прогрессивном развитии населения на базе присваивающей экономики, основанной на рыболовстве, морском собира­тельстве и охоте. Накопленные материалы позволили М.Э. Мосли в середине 70-х годов сформулировать гипотезу о приморской основе андской цивилизации. Сходная точка зрения независимо возникла и в нашей науке.

Исследования последних десятилетий заставили пересмотреть сложившуюся картину возникновения древнеперуанских цивилизаций. На северном и централь­ном участках побережья были открыты храмовые центры раннекерамического пе­риода (Уака-де-лос-Рейес, Гарагай и др.) с монументальной архитектурой и скульп­турой чавиноидного облика. В то же время радиоуглеродное датирование показало, они древнее, чем сама культура Мании. Таким образом было разрушено представление о древнейшем культурном горизонте, связанном именно с этой горной культурой.

К настоящему времени накоплен значительный материал по культовым центрам докерамической и раннекерамической эпох севера горного Перу (Котош, Уарикото, Уакалома и др.). В результате всех этих открытий стало возможно реконструировать, хотя бы в первом приближении, процесс становления древних цивилизаций на севере Перу. Южная часть страны остается, к сожалению, недостаточно изученной в этом отношении.

В последнее время открытие новых мочикских памятников, исследование произведений тиауанакоидной империи Уари, раскопки Чан-Чана - столицы государства (археологическая культура Чиму) - дали специалистам возможность анализировать пути развития государственности в древнем Перу. Одновременно начали появляться некоторые различия в путях исторического процесса между разными регионами Центральных Анд, в частности между севером и югом. В значительной мере они были обусловлены разнообразием физико-географических условий и природных ресурсов. Выявление таких различий создает конкретную и динамичную картину древней истории Перу.

Данное изучение дает огромный материал для сравнения с путями развития древних цивилизаций в других районах мира, что в свою очередь позволяет ставить вопрос об общих закономерностях исторического процесса. Из трех основных ступеней и процесса в Новом Свете только освоение человеком огромных пространств, континентов имело значительную специфику по сравнению со Старым Светом. Его экстенсивный характер обусловил заметную задержку исходного пункта следующей ступени - производящего хозяйства. Сама же «неолитическая революция» в Центральных Андах аналогична процессу, проходившему в Мезоамерике, на Востоке и в других мировых центрах древнего земледелия. Последовавшее за ней складывание и развитие древних цивилизаций полностью сопоставимо с соответствующими процессами в указанных центрах.