Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Северо-Запад североамериканского материка

Том 4. VII-XVI века ::: История человечества. Америка

Рой Л. Карлсон

К Северо-Западу североамериканского материка относятся территории к западу от Скалистых гор, к югу от арктического побережья и к северу от Большого Бассейна. Этот район непосредственно примыкает к Тихому океану, и его нередко называли «лососевой территорией», поскольку эта рыба имела для местного населения жизненно важное значение и занимала центральное место в культуре и во всем укладе жизни, сложившемся на этих территориях. В наше время в состав северо-западного региона входят южный клин штата Аляска, большая часть провинции Британская Колумбия, весь штат Вашингтон, западная часть штата Орегон, северо-запад штата Калифорния и западные окраины штатов Айдахо и Монтана. Северо-Запад часто делят на две культурные области: северо-западное побережье, лежащее между прибрежной горной грядой и берегом Тихого океана, и Внутреннее плато, расположенное между Береговым хребтом и Скалистыми горами в системах двух крупнейших рек - Колумбия и Фрейзер. В этих двух областях были проведены крупномасштабные археологические изыскания, показавшие, что местные этнографические культуры являются конечным продуктом культурных традиций, берущих начало тысячи лет назад в доисторической эпохе (карта 36).

Карта 36. Языковые группы, реки и основные археологические местонахождения на северо-восточном побережье Северной Америки в 700-1500 гг. (по Carlson; Schmidt)

Благодаря проходящему вдоль побережья теплому Аляскинскому течению в этих местах сложился умеренный влажный климат с относительно короткими зимними холодами на севере и зачастую полным отсутствием их на юге.

Хвойные еловые, пихтовые, тсутовые и главное - кедровые (из западного красного кедра - Thuja placate) леса покрывали все побережье от береговой линии до верхней границы распространения лесов. Растительный мир во внутренних районах плато был реже, но значительно разнообразнее; обширные луга разнотравья и полыни перемежались с лесами, где преобладали сосна обыкновенная и исполинская сосна Дугласа. Большие пространства на самой северной части плато занимали также леса из лиственных пород, например осины. Зима здесь длилась дольше и была холоднее, а лето было более жарким, чем на побережье. Все эти факторы делали жизнь в этих районах более суровой и трудной, и в результате плотность населения здесь была значительно меньшей по сравнению с прибрежными районами.

Береговой хребет в канадской провинции Британская Колумбия, перерастающий в Каскадные горы в штатах Вашинггон и Орегон, отделяет побережье от Внутреннего плато. Но две эти территории связывают крупнейшие речные системы, которые не только обеспечивают пути миграции для лосося и угря, идущих из моря в реки на нерест, но испокон веков служили человеку в качестве путей сообщения между двумя этими регионами. Главными такими путями были обширные бассейны рек Фрейзер и Колумбия с их многочисленными крупными и мелкими притоками. Средние реки Кламат, Стикин и Скина также служили этим целям, как, впрочем, и еще более мелкие речки Насс и Белла-Кула, впадавшие в глубокие фиорды. Уникальным морским путем сообщения в направлении север-юг, которым с давних пор пользовались народности, имевшие мореходные навыки и плавательные средства, являлся сквозной, отделенный островами от открытого океана путь вдоль побережья Тихого океана от залива Линн-Канал на юге Аляски до залива Пьюджет-Саунд в штате Вашингтон. В устьях крупных рек, включая р. Колумбия, с небольшим разрывом в районе залива Пьюджет-Саунд, он переходил в водный путь в направлении восток-запад.

Вся эта территория была местом проживания 150— 200 тыс. чел. коренных народностей, говоривших на десятках различных языков, но во всем остальном вполне похожих. Различия в уровне развития их культур коренились в особенностях исторического пути тех или иных народов и в факте неравномерного распределения природных ресурсов в различных частях региона, следствием чего стала неодинаковая плотность населения и разный уровень благосостояния, позволявший или не позволявший общинам содержать своих мастеров и умельцев, не занятых в процессе добывания пищи. Люди в более обеспеченных регионах достигли и более высокого уровня развития культуры по сравнению с бедными регионами. В специальной литературе, посвященной проблемам антропологии этого региона, языковые группы коренного населения чаще всего именуются общим термином «племена», хотя представители этих групп никогда не составляли политической общности, а были объединены лишь по этнической принадлежности и в силу признания ими своей языковой и культурной близости. Поселение, а не племя, было у них основой политической организации общества. Одни поселения были связаны с другими узами родства и взаимодействия. Вся система взаимоотношений базировалась на организации социальных связей в регионе, и взаимодействие происходило без учета физико-географических и языковых границ. Нет никаких оснований полагать, что в доисторические времена здесь существовала более сложная система политической организации общества. Крупные «племена», которым антропологи присвоили те или иные названия, не что иное, как результат слияний уже в исторические времена более мелких выживших групп местного населения в одно или несколько поселений. Плотность населения, вероятно, всегда была выше у побережья, где, в отличие от отдаленных северных районов с их суровой природой, климат был теплее и имелся широкий выбор морских, наземных и речных ресурсов.

Языки, на которых говорили жители Северо-Запада, были сгруппированы в 10 языковых семей лингвистами МД Кинкейдом (M.D. Kinkade) и В. Саттлсом (W. Suttles). Эти ученые отмечают, что основные элементы всех этих групп языков, такие как фонетика, грамматика, семантика, очень похожи, что говорит об их взаимодействии на протяжении длительного периода времени. Очень важным достижением местных цивилизаций была способность заимствовать слова и понятия из родственных языков и внедрять их в собственные языки. Некоторые континентальные племена, говорившие на атапаскских языках, полностью перешли на язык тлинкитов. Возможно, следствием таких заимствований было увеличение числа перекрестных браков, а также распространение определенных товаров по различным регионам путем торговли. О контактах различных групп в доисторические времена свидетельствует широкое распространение обсидиана, морских раковин разных видов, а также разнообразных инструментов, например лезвий для тесел из нефрита далеко от места их происхождения.

В очень многих археологических местонахождениях найдены предметы, относящиеся к культуре периода, который непосредственно предшествовал приходу европейцев. Во многих случаях такие предметы относятся либо к раннему доисторическому периоду, либо ко времени, когда европейцы уже находились на континенте, либо к обоим. Самые известные из таких местонахождений кратко описаны в этом разделе по регионам, начиная от северо-западного побережья, и места их расположения показаны на карте 36.

На северной оконечности северо-западного побережья, в районах проживания индейского народа тлинкитов имеется несколько археологических местонахождений на берегу залива Якутат и местонахождение Форт-Гроуз у устья залива Линн-Канал. На о-вах Королевы Шарлотты находится стоянка Киуста в Клоук-Бэй и еще одна - Нинстинтс (Ninstints) - на о. Энтони. Не установлено, как долго жили люди в последнем поселении (занесенном в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО) до того, как на американском континенте началась торговля пушниной. Большое количество археологических раскопок более поздних поселений имеется в гавани г. Принс-Рупер-та на территории индейского народа цимшианы, а в долине р. Скина находятся стоянки в каньоне Китселас (Kitselas) и мощное укрепление Китванга (Kitwanga).

Южнее, в средней части побережья провинции Британская Колумбия самым важным местом, где велись раскопки, относящиеся к рассматриваемому нами периоду, был залив Кватна (Kwatna). В этнографическом отношении это место является родиной народностей, говоривших как на языке сэлиш (Salish) племени белла-кула, так и на языке квакиютль племени белла-белла. В деревне Нутлитликуот-ланк (Nutlitliquotlank) археологи обнаружили остатки большого дощатого дома, относящегося к 1280 г. По соседству, на раскопе в селении Аксети (Axeti) в устье р. Кватна были обнаружены остатки запруды из прутьев для ловли рыбы и заполненное водой хранилище для вымачивания плетеных изделий, фрагменты плетеного короба, гнутые гарпуны для ловли рыбы, изготовленные из цельного куска дерева, составные гарпуны, плетеные корзины, циновки из коры кедра, куски веревки, деревянные клинья для колки дров, деревянные рукоятки для стамесок или зубил и целый набор инструментов из камня и кости. Отдельные раскопки были проведены также в селениях Кимскуит и Макензи-Рок у канала Дин. Последнее селение названо в честь шотландского купца, который дважды пересек Америку, Александра Макензи - это место было крайней западной точкой, которой достигла его экспедиция в 1793 г. А раскопки в Наму на территории племени белла-белла показали, что люди непрерывно жили здесь в течение 10 тыс. лет.

Западное побережье о. Ванкувер и северо-западная оконечность штата Вашингтон заселены индейским народом, говорящим на языке нутка. Основные раскопки проводились здесь в четырех местах - в бухте Френдли-Коув (Cove), Хескьят (Hesquiat), Хоко (Hoko) и Озетт (Ozette). Последняя из перечисленных раскопок дала самую обширную и богатую на всем побережье информацию, относящуюся к позднему доисторическому и раннему историческому периодам. Дело в том, что процветающее поселение Озетт было в одночасье погребено под грязевым оползнем, и в результате здесь практически в первозданном виде сохранился полный набор артефактов из дерева и волокнистых материалов, которые обычно просто истлевали от времени. Потрясающая коллекция этих предметов хранится ныне в Музее племени мака на берегу залива Ниэ-Бей. Племена, говорившие на языке нутка, и, возможно, их ближайшие южные соседи были единственными среди народностей северо-западного побережья, которые отваживались выходить в Тихий океан на китобойный промысел, и в Озетте сохранилось большое количество орудий этой охоты, а также ритуальных принадлежностей. В поселении Юкуот (Yuquof) в бухте Френдли-Коув во времена пушной торговли в начале XIX в. жил известный китобой и вождь племени Макенна (Maquinna). Проведенные здесь раскопки показали, что способы охоты на китов уходят корнями в далекое прошлое, по крайней мере к 800 г., т.е. до того как европейцы появились на американской земле.

Регион у пролива Джорджия и залива Пьюджет-Саунд был местом проживания народностей, говоривших на языке сэлиш. О древней этнографии этого региона известно гораздо меньше, чем об истории народностей, проживавших южнее и западнее этих мест. Морская выдра (калан), чей мех очень ценился скупщиками пушнины, здесь почти не водилась, и поэтому описаний этих мест торговцами и путешественниками сохранилось мало. В довершение всего, этот район привлек к себе повышенное внимание европейских колонистов и всевозможных миссионеров, в результате чего упадок местной самобытной культуры происходил здесь быстрее, чем в соседних регионах. Но тем не менее археологических объектов в этом районе достаточно много, и он справедливо считается одним из основных центров развития раннего художественного творчества коренных народов. Из археологических местонахождений более позднего периода, в которых проводились раскопки, можно назвать Олдмэн-Хауз в заливе Пьюджет-Саунд - место, где родился Вождь Сиэтл (Сиалът), Стсе-лакс-Виллидж в устье р. Фрейзер, несколько мест в дельте р. Скаджит, а также ряд сезонных стоянок на о. Сан-Хуан и других островах в заливе. В поселении Сиваш-Крик в устье каньона р. Фрейзер при раскопках были найдены предметы позднего доисторического периода. Раскопки в Стсе-лаксе проводились внутри сохранившихся остатков дощатого дома индейского племени мускоги и выявили уровень культурного развития до первых контактов с европейцами, ничуть не меньший, чем у других народностей северозападного побережья.

Существует много известных археологических местонахождений в нижнем течении р. Колумбия, на побережье штата Орегон и на северо-западе Калифорнии. Население в нижнем течении р. Колумбия почти все погибло в 1830 г. в результате эпидемии, вызванной, как считается, малярией, поэтому этнографические данные в отношении этого региона не столь подробны, как о многих других регионах. Из 152 известных местонахождений древних поселений племен чинук (Chinook), клатсоп (Clatsop), катламет (Kathlamet) и уишрам (Wishram) по крайней мере восемь содержат следы поздней доисторической культуры. Поселение Вэйкмап-Маунд на р. Колумбия недалеко от Даллеса, вероятно, самое известное из этих мест. Люис (Lewis) и Кларк (Clark) посетили его в 1803 г. и обнаружили, что жители покинули это место. Раскопки показали, что в культурном слое много предметов художественного творчества, относящихся к концу доисторического периода. Прямо напротив Вэйкмап-Маунд, на противоположном берегу р. Колумбия находится поселение Файв-Майл-Рэпидс (Five Mile Rapids), где археологи обнаружили наиболее длительную последовательность культурных слоев, самый ранний из которых имеет возраст 10 000 лет, а последний принадлежит уже к исторической эпохе. Из 168 известных местонахождений в северной и центральной частях побережья штата Орегон и из 135 таких мест в южной части побережья как минимум 19 относятся к позднему доисторическому периоду. Многие местонахождения представляют собой скопления остатков морских раковин, в других имеются остатки деревянных строений и другие типичные элементы прибрежных культур. Местонахождение Сэнд-Спит (Sand Spit) на территории народности тилла-мук (Tillamook) известно, видимо, больше других. В северо-западной части штата Калифорния в Тринидад-Бей есть древнее поселение Тсураи (Tsurai), также ведущее свою историю от доисторических времен.

В среднем и верхнем течении р. Колумбия и в среднем течении р. Фрейзер было также обнаружено множество древних поселений. В отличие от прибрежной зоны, где деревянный дом был излюбленным типом жилища, здесь, на плато люди предпочитали жить в полуподземных строениях. Другие следы жизнедеятельности человека - погреба для хранения продуктов, помосты для временного проживания, кучи осколков от изготовления каменных орудий, ямы для поджаривания пищи и наскальные рисунки. Характерный для плато культурный комплекс в поселениях из зимних полуподземных жилищ включал подземные кладовые для провианта; сезонные стоянки для сбора и заготовки летних плодов; запасы лосося, сделанные в сезон захода его на нерест в местные реки; вырытые в земле кострища-жаровни для приготовления растительной пищи; инструменты для обработки дерева; каменные наконечники из отщепов для охотничьих стрел; всевозможные резные фигурки, в том числе изображающие животных; наскальные надписи и рисунки; курительные трубки; наборы из различных минералов - обсидиана, оникса, нефрита и раковин, предназначенные для меновой торговли. Вне всякого сомнения, в этот список входили и такие недолговечные изделия и материалы, как плетеные корзины, веревки, сети, одежда из шкур животных и многое из того, чем человек пользовался еще в доисторическую эпоху. Самая древняя из известных землянок обнаружена в местонахождении Альпова (Alpowa) и датируется возрастом около 5000 лет. Во многих из названных местонахождений есть следы пребывания человека, как в доисторическую, так и в последующую эпоху. К наиболее известным, относящимся ко временам до прихода европейцев, местонахождениям относятся, в частности, следующие: Валликан (Vallican), Блаттнер (Blattnef), Киф-Крик (Keefe Creek), Монт-Крик (Monte Creek), Харпер-Ранч (Harper Ranch), Kep (Curr), Грин-Эйкс (Green Acres), Шушвап-Ривер (Shushwap River), Хат-Крик (Hat Creek), Кау-Спрингс (Cow Springs) и Белл (Bell) в провинции Британская Колумбия; Кеттл-Фоллс (Kettle Falls), Альпова (Alpowa) и Стробери-Айленд (Strawberry Island) в штате Вашингтон. Около 1730 г. через более южные племена индейцев на плато попали первые лошади, которые изменили образ жизни местного населения, особенно в открытых, безлесных частях плато.

В верхней части бассейна р. Фрейзер, на той части плато, где проживали народы индейцев кэрриер (Carrier) и чилкотин (Chilcotin), говорившие на атапаскских языках, имеется не менее 19 доисторических местонахождений, где проводились раскопки или брались пробы. Важнейшие из них - Чинлак (Chinlac), Панчо-Лейк (Punchaw Lake), Тезли (Tezli), Гус-Пойнт (GoosePoint), Игл-Лейк (EagleLake) и Ульгачо (Ulgatcho). На этих местонахождениях обнаружены предметы древней культуры, во многом схожие с теми, которые обнаружены в более южных районах плато -на территориях, население которых говорило на языках сэлиш (Salish) и сахаптин (Sahaptin), за исключением фигурок из камня и кости. Отсутствие этнографических предметов среди находок неудивительно: они были изготовлены из бересты и других недолговечных материалов. Имеются землянки, но есть и дома из дерева, построенные по технологии, явно заимствованной с побережья, и часто называемые «дома потлача», что подразумевает заимствование у прибрежных народов и самого праздника потлач, ради которого в основном и строились такие дома. Произошло ли это заимствование до 15 00 г. или позднее - неизвестно. Неясно также, когда именно предки народов кэрриер и чилкотин пришли и расселились в верховьях р. Фрейзер и на ее притоках. Они могли переселиться сюда относительно недавно с территории Юкон и внутренних районов Аляски, где до сих пор живет самая многочисленная северная группа народов, говорящих на атапаскском языке. Данные археологических исследований на этот счет противоречивы, и разные археологи интерпретируют их по-разному.


Источник - История человечества. В 8 томах. Том 4. VII-XVI века. Под редакцией М. А. Аль-Бахита, Л. Базена и С. М. Сиссоко