Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Перу в годы второй мировой войны

Перу на пути независимого государственного развития в контексте мировой истории: 1826 год - середина 90-х годов XX века

Коммунисты вновь обратились к апристам с призывом объединить все силы против диктатуры Бенавидеса и создать национально-освободительный фронт с основным лозунгом борьбы против империализма и реакционного правительства. Нo Айя даже не ответил на это - антикоммунистические настроения, по-видимому, оказались наиболее стойкой константой этого лидера.

Бенавидес вынужден был учитывать тем не менее явные сигналы со всех сторон отказаться от диктаторства. Он объявил о проведении выборов президента и конгресса в октябре 1939 г. Незадолго до выборов был проведен "плебисцит" об изменении в конституции. Были несколько ослаблены права парламента по сравнению исполнительной властью".

На президентских выборах 1939 г. конкурировали два кандидата - Мануэль Прадо и Хосе Кесада. Мануэль Прадо - крупный банкир, глава Резервного банка и «Банка популар». Его поддерживали не профашистски настроенные промышленныe группы буржуазии, некоторые слои аграрной буржуазии, связанные с местной промышленностью. Бенавидес также негласно поддерживал Мануэля Прадо, так как был связан со всей семьей Прадо - братьями Хавьером, Хорхе и Мануэлем еще со времени переворота 1914 г. Прадо провел переговоры с апристами, но не достиг с ними соглашения. Айя заявил Прадо, что его партия ведет за собой 75% населения Перу и поэтому должна иметь соответствующее число министров в правительстве.

Зато Прадо договорился с коммунистами. Компартию перестали преследовать. Считая Прадо "представителем более прогрессивного крыла буржуазии", компартия приняла активное участие в его избрании. Один из лидеров коммунистов, руководитель профсоюза шоферов Хуан Луна был включен в список кан­атов в депутаты конгресса от Лимы и был избран. Компартия создала Комитет демократической молодежи в поддержку Прадо. На одном из митингов, куда приехал Прадо, в ходе избирательной кампании коммунистами был поднят плакат "Да здравствует перуанский Сталин". Лидера профашистского революционного союза" Хосе Кесада поддерживал кандидат реакционных сил экспортеров в 1936 г. Вильяран, представлявший, в частности, "Национальное аграрное общество". Особую активность в борьбе против Прадо, как представителя банковского капитала, проявили сахарные и хлопковые бароны. Айя переговоры с Кесадой о союзе в борьбе против Прадо, но ввиду раскола в среде апристов прекратил контакты с фашиствующим кандидатом, выдвинув лозунг: "'Голосуй против Прадо!" Таким образом апристские лидеры лишь дис­кредитировали собственную партию, где было много левых, антифашистски на­строенных людей.

Состоявшиеся 22 октября 1939 г. выборы принесли победу Мануэлю Прадо-и-Угартече (1889-1967), получившему 262 тыс. голосов. Кесаду поддержали 76 тыс. человек. По оценке итальянского посланника в Перу Фаралли, избрание Прадо президентом означает "решающий сдвиг в международной политике и усиление проамериканской линии во внешней политике (Перу. - Авт.)". И действительно в мае 1940 г. был прекращен контракт о пребывании в стране итальянской авиаци­онной миссии. В июне 1940 г. была национализирована итальянская компания по производству самолетов "Капрони". В декабре 1940 г. покинули страну итальянские полицейские советники. Бенавидесу Прадо присвоил звание маршала, затем назна­чил послом в Мадрид, а позднее, в 1941 г., в Буэнос-Айрес. Ряд мер были пред­приняты и против Германии, в частности в марте 1941 г. правительство расторгло контракт с немецкой авиационной компанией "Люфтганза", получив предваритель­но кредит у США в 2 млн долл. и 4 самолета для создания национальной компании. В русле антигерманских акций прошло участие Лимы в конференции в Панаме (1939 г.), Гаване (1940 г.) и Рио-де-Жанейро (1942 г.).

В июле 1940 г. в страну прибыли военно-морская и военно-авиационная миссия США, а 15 апреля 1941 г. в военное министерство был назначен американский во­енный советник. 2 октября 1941 г. с США было заключено соглашение о системе экспортного контроля и стабилизации цен на стратегически важное сырье страны. В октябре 1941 г. на Перу был распространен закон США о ленд-лизе. В 1942 г. Пе­ру предоставила США право использовать для военных судов порт Кальяо. Одновременно американцы установили свою артиллерию на военной базе Талара на се­вере страны, в центре нефтедобывающего района, где действовала американская нефтяная компания. 15 февраля 1942 г. Перу разорвала дипломатические отноше­ния со странами "оси", а 1 марта 1945 г. объявила им войну. Переориентация внеш­ней торговли на США привела к заключению в мае 1942 г. первого в истории двух стран торгового договора. До этого в апреле 1942 г. Прадо посетил с государствен­ным визитом США. Нефть, медь, серебро, ванадий, хлопок, лен, каучук и хинин шли широким потоком в США. США снизили таможенные тарифы на ряд традици­онных экспортных товаров Перу. В результате, если в 1935 г. в США шло 20,8% экспорта Перу, то в 1945 г. -42,5%. Импорт из США соответственно возрос с 32,9% в 1935 г. до 56,4% в 1945 г. Около тысячи японцев были депортированы в США. Японцы были вытеснены практически полностью из района производства хлопка в долине Уачо и в Чанкае.

Улучшившиеся отношения с США дали возможность Перу успешно закон­чить свой конфликт с Эквадором. Эквадор со времени войны за независимость претендовал на северные провинции Перу Тумбес, Хаен и Майнас. Не определе­на была граница и в верховье Амазонки. Пограничные стычки начались еще в 1940 г. В немалой степени обострение конфликта, связанного с территориаль­ным спором между двумя странами, было вызвано открытием нефтяных место­рождений в пограничных областях. Эти месторождения были предметом вожде­лений как "Стандард ойл", господствовавшей в нефтяной промышленности Пе­ру, так и английской "Ройял датч-шелл", имевшей сильные позиции в нефтепро­мышленности Эквадора. Наиболее сильные бои происходили на северо-западе по сухому руслу реки Сарамильи, начиная с 5 июля 1941 г. По названию реки реша­ющее сражение получило иазнание "битвы при Сарамилье". 23-31 июля Перу разгромила эквадорскую армию, оккупировав южную провинцию Эквадора Эль-Оро и с боями начала продвигаться к Гуаякилю. 2 ноября 1941 г. в результате по­средничества США, Бразилии, Аргентины и Чили боевые действия были прекра­щены. Под давлением стран-посредников Эквадор был вынужден подписать про­токол о разграничении с Перу.

В итоге Перу закрепила за собой около 200 тыс. кв. км спорной территории, главным образом в верховье Амазонки. Победа укрепила позиции Прадо. Он по­лучил отныне безоговорочную поддержку армии. И апристы, и коммунисты также считали своей обязанностью помогать правительству в условиях войны. В свою очередь правительство Прадо при относительном спокойствии в стране, резко кон­трастировавшим с бурными 30-ми годами, могло действовать более уверенно в про­ведении своей политической линии.

На период президентства М. Прадо приходится первая в XX в. перепись насе­ления в Перу. Она была проведена в 1940 г. Какой же была страна в это время? Население Перу в 1940 г. составило (с округлением) 6,2 млн человек. Из них бе­лых и метисов — 3,28 млн (52,8%), индейцев - 2,8 млн (45%), японцев и китайцев 45,9 тыс. (0,7%), негров - 29 тыс. (0,5%), русских - 125 человек и т.д. При этом 35% населения не говорили или не понимали испанского языка, 1 человек из 41 перуанца получил среднее образование и лишь 1 из 336 - среднее техническое об­разование, 1 из 202 человек обучался в университете. Почти 59% взрослого насе­ления были неграмотны. Экономически активное население составляло 2,5 млн человек. Из них в сельском хозяйстве и животноводстве были заняты 1,54 млн человек, в горной промышленности - 44,7 тыс. человек, перерабатываю­щей - 380 тыс., на транспорте - 51 тыс., в торговле и банковском деле - 112 тыс., служащих насчитывалось 89 тыс., домашней прислуги - 118 тыс. В процентном отношении земледелие и животноводство поглощало 62,5% экономически актив­ного населения, горная промышленность - 1,81%, перерабатывающая промыш­ленность, в том числе и ремесленные мастерские, - 15,36%, строительство - 1,85, транспорт - 2,06, торговля и банки - 4,5%, служащие - 3,6, независимые профес­сии и домработники - 6,67%.

Наиболее развитыми в промышленном отношении были Лима (с ее 520 тыс. населения), Кальяо и Арекипа, где в товарном производстве различного типа было занято соответственно 67,97 и 51,5% экономически активного населения. А в юж­ном департаменте Пуно, где проживало главным образом индейское население, преобладала аграрная экономика, преимущественно натурального характера. В ней было занято 80% экономически активного населения.

На косте (побережье), по данным переписи 1940 г., 195 хозяйств (0,5% от обще­го числа хозяйств) имели каждое в среднем 500 га, а в сьерре 1198 асьенд (или 4,6%) владели подобными же площадями, контрастируя с безземельем основного работ­ника земли - крестьянина.

В экспорте за годы войны по стоимости стал преобладать вывоз сельскохозяйственных товаров. Если в 1940 г. в экспорте стоимость сахара и хлопка составляла 28% от всего вывоза страны, а минеральное сырье - 60,5%, то в 1945 г. наблюдалась обратная картина - экспорт минерального сырья снизился по стоимости до 34,7%, а сахара и хлопка, напротив, вырос до 52,9%. Эти изменения были вызваны извест­ным снижением американских инвестиций, прежде всего в добывающую промышленность, в годы кризиса и войны. Если в 1929 г. прямые капиталовложения США Перу составили 123,7 млн долл., то в 1936 г. они снизились до 96,1 млн долл., а в 1943 г. до 70,8 млн долл. Но аграрный сектор страны не производил достаточного количества продуктов питания для своего народа, и пшеница, рис, мясо импортировались во все больших масштабах. (В 1938 г. продукты питания составили 15% импорта Перу.)

В период войны промышленное развитие страны несколько ускорилось вви­ду того, что конкуренция иностранных товаров, ввозимых из Европы и США, практически исчезла. Правительство Прадо усилило контроль над доходами от экспорта и способствовало перемещению части экспортных прибылей в про­мышленность. Местная промышленность - текстильная, обувная, краски и лаки, бумажная, металлургия, станкостроение - несколько оживилась. В 1940-1945 гг. а этих отраслях промышленности занятость возросла на 35% и примерно на столько же объем промышленного производства. Число фабричных рабочих увеличилось с 21 тыс. в 1925 г. до 88 тыс. в 1945 г. Но ремесленное производство преобладало - 298 тыс. ремесленников насчитывалось в 1925 г. и 320 тыс. - в 1945 г. Число промышленных предприятий возросло с 1941 по 1944 г. со 124 до 181. Но процветала лишь текстильная промышленность - ежегодная ее при­быль за годы войны составляла 28-33%. Остальные испытывали трудности в связи с проблемой ввоза оборудования и необходимого сырья. Поэтому местные товары оказались дорогими, повышая стоимость жизни в стране. Протекционизм и контроль государства не были всеобъемлющими. Господствующие в анклавах американские компании лишь незначительно были потеснены. Рост импорта подрывал сбалансированность бюджета и с 1943 г. возникла его дефицитность. Социальная база для индустриализации оказалась фрагментарной, агроэкспортная и добывающая отрасли экономики оставались ведущими. Господствующие классы все еще проявляли стойкое неприятие идеи индустриализации. Пролета­ризация определялась в конечном счете внешними воздействиями, а не внутрен­ними национальными стимулами.

Правительство Прадо субсидировало строительство крупных промышленных предприятий, рассматриваемых в качестве стартовой площадки для развертывания более глубокой индустриализации. В 1943 г. началось строительство крупной гид­роэлектростанции государственной компанией "Корпорация Санта" на реке Уальянка мощностью в 125 тыс. киловатт. В 1942 г. правительство приступило к строи­тельству завода черной металлургии в Чимботе, причем США выделили кредит в 25 млн долл. В 1944 г. было завершено строительство автострады, связавшей Амазонку с костой, от Кальяо до Пукальпы, протяженностью в 840 км. В 1945 г. был разработан план строительства еще 3 крупных электростанций.

В связи с ростом инфляции, дороговизной импорта, несбалансированностью бюджета снизилась реальная зарплата трудящихся. В 1938 г. в промышленности средняя зарплата составляла 26,2 соля (в ценах 1959 г.), а в 1944 г. - 21,3 соля. В горнодобывающей промышленности зарплата снизилась с 24,2 соля до 19,4 со­ля. В агроэкспортном секторе зарплата составляла 13 солей, а в сьерре лишь 9,5 соля.

По данным английской торговой палаты, индекс цен в Перу рос следующим об­разом: 1913 г. - 100%; 1939 г. - 237: 1943 г. - 435%. Индекс стоимости жизни изме­нился со 100% в 1913 г. до 175% - 1939 г., 254,5% - в 1943 г.

Вплоть до 1943 г. рабочие организованно не выступали за улучшение своих жизненных условий, так как и коммунисты и апристы во имя военных усилий со­юзных стран придерживались тактики сотрудничества с правительством. Комму­нисты пользовались свободой пропаганды. Апристы, хотя и находились в подпо­лье, также не преследовались. Только после первого съезда компартии в 1942 г., когда был исключен ренегат, бывший генсек Э. Равинес, компартия стала вновь набирать силы. В 1941 г. по ее инициативе был создан Демократический антифа­шистский комитет, призвавший к установлению дипломатических отношений с СССР, которые, однако, не были установлены частично из-за противодействия Айя де ла Торре.

Под давлением трудящихся обе партии пошли на сотрудничество в организации единства профсоюзного движения. Приезд в Перу Ломбард» Толедаио и Паб­ло Неруды в 1943 г. способствовал тому, что правительство Прадо не стало активно противодействовать профсоюзному единству. На конференции чилийских профсоюзов члены перуанской делегации подписали 16 сентября 1943 г. пакт о единстве профсоюзов Перу. Среди подписавших его были коммунист Луис Негрейрос и априст Артуро Сабросо. Но практически несколько месяцев апристские профсоюзные лидеры бездействовали. Тогда 1 мая 1944 г. представители большин­ства профсоюзов по предложению Луиса Негреироса подписали акт о создании Конфедерации трудящихся Перу (КТП). Негрейрос стал председателем нового профобъединения. В сентябре 1944 г. рабочие Лимы выступили с инициативой проведения всеобщей забастовки в связи с отказом правительства выполнить тре­бования профсоюзов Центрального департамента Лимы. В частности, забастовоч­ный комитет во главе с Феликсом Севальосом требовал вновь открыть фабрику по производству стекла "Ла Насиональ" и выплачивать зарплату рабочим до ее от­крытия; восстановить на работе лидеров рабочего класса на ряде предприятий Ли­мы; повысить зарплату рабочим "Эмпресас электрикас"; предоставить свободу де­ятельности для всех профсоюзов и т.п. Всеобщим же требованием было повыше­ние заработной платы.

Коммунисты из КТП заявили, что "нет достаточно оснований объявлять все­общую забастовку в Лиме", осудив сторонников этого метода борьбы "как банду наглых и злонамеренных провокаторов". В то же время апристский Союз пpoфсоюзов трудящихся Лимы (СПТЛ) высказался за забастовку. 29 сентября всеобщая забастовка началась. Правительство Прадо объявило ее незаконной. 40 тыс. рабочих противостояли правительству. Но под угрозой введения осадного положения и КТП, и СПТЛ, и руководители рабочих организаций Лимы 2 октября 1944 г. решили прекратить забастовку. Ослепленные браудеризмом коммунисты стали постепенно терять влияние и в КТП, которая все более переходила под руководство апристов. Правительство Прадо явно поправело, готовое подавить рабочие организации.

Но мировые тенденции демократического процесса поставили заслон дальней­шему распространению диктаторских замашек Прадо. И все же, несмотря на неуспех забастовки, уже в 1944 г. основные требования рабочих были удовлетворены - добились увеличения зарплаты рабочие и служащие морского и городского транс­порта, текстильщики, печатники, обувщики, электрики.

В ходе второй мировой войны экономическое развитие страны значительно продвинулось. Увеличились валютные запасы, выросла внешняя торговля, прежде всего с США. Усилились демократические тенденции в политической жизни Перу - практически вышли из подполья ведущие левые партии - апристы и коммунисты. Свободно стали действовать профсоюзы. Были демонтированы наиболее одиозные репрессивные органы, ослаблена цензура. Страна готовилась к проведению относительно свободных выборов президента в условиях действия общепризнанных демократических процедур.

Таким образом, расширение политической активности всех слоев гражданского общества, начатое с потрясений 1919 г. и взрыва острых противоречий 1929-1933 гг., хотя и с некоторыми перерывами при диктаторских режимах Легии, Санчеса и Бенавидеса, приобрело все же устойчивый характер. В ходе политических схваток были выработаны основные идеи борьбы с экономической отсталостью, выделились основные участники, неизменно присутствовавшие на арене межклассовых конфликтов, сложились формы и методы разрешения животрепещущих вопросов жизни страны. Пришло в движение в качестве весомой политической силы индейское крестьянство, его борьба за землю приобрела актуальное значение. Необходимость преодоления зависимости аграрно-экспортной экономики страны, геммы и направление развитии которой по-прежнему определяли ведущие капита­листические государства, отныне стала непременной и крайне острой политической проблемой, вокруг которой развертывались ожесточенные столкновения противо­борствующих сил в годы, последовавшие после второй мировой войны.