Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

ЭКСПАНСИЯ НА ЮГЕ СТРАНЫ (1580-1763)

А.Б. Томас, 1960 г. ::: Бразилия

III.

Экспансия паулистов. Итак, в XVII столетии бразильцы и порту­гальцы, вытеснив французов и голландцев с Севера, начали продвиже­ние в долину Амазонки. В те же годы на Юге они развернули агрессию из Сан-Паулу против соседних испанских колоний бассейна Ла-Платы. Паулисты, которые возглавили это экспансионистское движение, были известны под многими прозвищами — паулистов, «мамелюков» и «бандейрантис». Люди сильного характера, они легко стали наиболее дина­мичной группировкой в составе населения колониальной Бразилии. По­добно своим двойникам — жителям пограничной полосы Северной Аме­рики, паулисты двигались на запад группами, неся знамена (откуда и пошло название «бандейрантис»*), вместе с семьями. Часто они времен­но прекращали свое продвижение, чтобы обрабатывать землю и искать золото в районе соседних рек. Некоторые рядились в иезуитские одея­ния с целью заманить в плен индейцев.

 

* Bandeira (порт.) — знамя.

 

Паулисты внесли многообразный вклад в развитие Бразилии. В роли исследователей они прокладывали тропы во внутренние области к верхо­вьям крупной реки Сан-Франсиску. Паулисты открыли богатые место­рождения золота Минас-Жераиса, Гояса и Мату-Гросу. Повсюду они бра­ли с собой в южную Бразилию крупный рогатый скот и лошадей. После того как паулистами были обнаружены плодородные земли внутренних областей, часть из них занялась земледелием, создавая тем самым усло­вия для поселенцев, обосновавшихся на обширной территории от Сан-Паулу до Уругвая. В политической отношении экспансия паулистов по­зволила Португалии не без успеха выдвинуть владельческие права на земли, расположенные к югу от демаркационной линии, отделявшей португальские владения от владений Испании.

Экспансия в сторону Параны. Как мы уже видели, после 1609 года испанские иезуиты основали ряд миссий среди гуарани на пространствах к востоку от рек Парана и Уругвай. Но еще раньше обращением в христи­анство индейцев занялись португальские иезуиты, которые двинулись на запад из Сан-Паулу. А по стопам последних неотступно следовали паулистские охотники за рабами. В миссиях они увидели удобные центры для захвата беззащитного индейского населения. Впоследствии они сбывали свои жертвы владельцам разраставшихся прибрежных сахарных планта­ций, которые на первых порах испытывали недостаток в рабочих руках.

К началу XVII столетия паулисты развернули наступление против редукций испанских иезуитов вдоль реки Парана. Между 1580 и 1640 годами, несмотря даже на то, что Португалия и Бразилия находились под властью Испании, паулисты совершили ряд налетов на парагвайские миссии. В ходе борьбы целые племена были истреблены или вынуждены деградировать до дикого состояния, бежав в леса. Б1640 году иезуиты начали отступление вместе со своей паствой к новым редукциям в юго-восточной части Парагвая. Здесь индейцы миссий, вооруженные пара­гвайскими властями, нанесли в 1642 году решительное поражение паулистам. Остановленные в своем продвижении, «бандейрантис» стали за­ниматься контрабандной торговлей. Эта их деятельность была одобри­тельно встречена и иезуитами и индейцами. Так как последние страда­ли от дороговизны испанских товаров, импортировавшихся из Лимы.

Экспансия в сторону Ла-Платы. К югу от Сан-Паулу «бандейрантис» устремились в обширные, еще не разделенными границами про­странства лесов паранской сосны и через холмистые степи Риу-Гранди-ду-Сул. Здесь они создали постоянные жилые строения и выстроили гро­мадные усадьбы в самом центре своих ранчо, где паслись непрерывно разраставшиеся стада крупного рогатого скота. Продукты своего хозяй­ства — кожи и животный жир — «бандейрантис» направляли в при­брежные города для экспорта. В прибрежном районе к югу от Сан-Паулу тянулись плодороднейшие земли, которые давали высокие урожаи са­харного тростника, фруктов, маниока, оливок и апельсинов. Здесь воз­ник ряд городов; они экспортировали высокую паранскую сосну для нужд судостроения, а также рогатый скот, кожи и животный жир из внутрен­них областей и рыбу из китобойных стоянок. Санта-Катарина, заселен­ная в 1651 году, разрослась за счет колонистов, прибывших с Азорских островов в 1693 году. В 1654 году была основана Лагуна, в 1743 году — Порту-Алегри и в 1737 году на далеком юге — Риу-Гранди.

Морская торговая экспансия привела португальских купцов на юг, в район реки Ла-Плата. К1580 году, когда португальская империя пере­шла к Испании, они вели торговые операции в Буэнос-Айресе. Следую­щее столетие ознаменовалось расцветом на Ла-Плате контрабандной тор­говли, взращенной тми меркантилистскими ограничениями, которыми Испания сковала торговлю Буэнос-Айреса. К1680 году многочисленные португальские торговые фактории, возникшие вдоль восточного берега Ла-Платы, слились в колонию — Колония-ду-Сакраменту, которая в том же году получила формальное признание со стоны Португалии. В свою очередь испанцы развернули контроккупацию этого района, получивше­го название «Восточного берега» (Банда-Ориенталь), основав в 1723—1726 годах Монтевидео, и стали просачиваться через реку Уругвай во внут­ренние области. В конце концов, Испания завоевала и Колонию, и об­ласть миссий вдоль реки Уругвай, но экспансия паулистов передала в руки Португалии обширные территории нынешних штатов Санта-Ката-рина и Риу-Гранди-ду-Сул.

Административные перемены. В знак признания важного значения этой новой южной области Португалии в 1709 году преобразовала Сан-Паулу в генерал-капитанство. В1712 году город получил право создать «сенаду да камара» для управления собственными муниципальными де­лами и заменил Сан-Висенти в качестве административного центра. В 1739 году от Сан-Паулу была отделена Санта-Катарина, ставшая капитанством. Тот же процесс коснулся и Риу-Гранди-ду-Сул, который прежде являлся военным округом, а в 1760 году был возвышен до положения самостоятельной административной единицы. В 1763 году по Сан-Иль-дефонскому миру Португалии был возвращен остров Санта-Катарина, расположенный в районе побережья Санта-Катарины.