Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ БРАЗИЛИИ: БРАЗИЛЬСКАЯ ИМПЕРИЯ. СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ БРАЗИЛИИ

P.M. Бланк, 1918 г. ::: Бразилия

Глава 4.

Дон Педро пользовался в Бразилии большими симпатиями. Но он все же был португальцем и притом — наследником португальской коро­ны. Независимой Бразильской империей он управлял через португаль­цев. При народных волнениях он пускал в ход португальские военные силы, ставшие со временем его главной опорой. И он сам все более и более стал стремиться с государственному перевороту.

В1831 году он дал отставку своему конституционному правитель­ству и назначил новое правительство из крайних монархистов. Бразиль­цы приняли этот вызов и ответили на него вооруженным восстанием. Дон Педро был вынужден дать новую присягу в верности конституции и уда­лить реакционных министров.

После этого унижения положение дона Педро стало столь тяжелым, что он признал наилучшим покинуть Бразилию. Он уехал в Португа­лию, уступив свою императорскую корону наследному принцу Педро II. Последнему было в то время только пять лет. Образовано было, поэтому, регентство, сначала из трех членов, избранных парламентом, потом еди­ноличное, по прямому всенародному избранию.

И в том, и в другом виде регентство не было на высоте своей задачи и вызывало недовольство и волнения. Начались восстания, разгоравшиеся все более и более, и принявшие с течением времени характер кровавой междоусобицы. Тогда решено было прекратить режим регентства и пе­редать верховную власть Педро II, признав его совершеннолетним, хотя ему в то время, в 1840 году, было всего 15 лет. Это оказалось удачным шагом. Борьба партий приняла мирный, конституционный характер, и волнения прекратились.

Конечно, эта перемена режима имела чисто формальный характер. До своего действительного совершеннолетия император не мог иметь боль­шого влияния на государственные дела. Фактически государством про­должали управлять вожди партий, только в новых формах и новыми ме­тодами, более законными и выдержанными. И после достижения полной зрелости Педро II не вмешивался в борьбу партий и больше «царство­вал», чем управлял. Он был примерным конституционным монархом. При нем экономическое и культурное развитие Бразилии могло происходить более или менее нормально, без больших перебоев. В 1853 году прекращен был ввоз новых рабов. В1871 году провозглашена была свобо­да нарождающегося поколения оставшихся в стране рабов. Наконец, 13 мая 1888 года объявлено было освобождение всех рабов Бразилии.

За последний государственный акт Педро II заплатил своей импера­торской короной. Рабовладельцы и все реакционные элементы Бразилии восстали против либерального императора и при поддержке армии и крайних элементов противоположного, левого, политического лагеря низложили его, 15-го ноября 1889 года, и выслали в Португалию. Педро подчинился этому без сопротивления. Было образовано временное прави­тельство и созвано учредительное собрание для выработки новой консти­туции. 24-го февраля 1891 года новая конституция была провозглашена и бывшая Бразильская империя превращена в федеративную демокра­тическую республику Соединенных Штатов Бразилии.

Образцом для этой конституции служила конституция Северо-Американских Соединенных Штатов. Как в последней конституции, штатам Бразилии, которых в настоящее время насчитывается двадцать, обеспе­чена была полная самостоятельность в их внутренних делах. Каждый штат имеет свою собственную конституцию, свое правительство, свой парла­мент, свое законодательство, свой суд и т. д. Только от республиканской формы правления штаты не могут отказываться и также, конечно, от общегосударственных обязанностей, наложенных на них федеральной конституцией и федеральными властями в пределах предоставленных последним прав и полномочий. Сюда входят все вопросы, имеющие об­щегосударственное значение, как внешняя политика, внешняя охрана, взаимные отношения штатов между собой, государственный порядок, армия, флот, монетная система, почта, телеграф и т. п. В области народ­ного образования работают параллельно центральные и местные учреж­дения. Точно так же косвенные налоги могут быть введены теми и дру­гими. Но поземельное и промысловое обложение всецело предоставлено штатам, точно так же вывозные пошлины, тогда как ввозные пошлины предоставлены федерации.

Главой федерации и всех ее исполнительных органов является пре­зидент республики, избираемый прямым голосованием всех полноправ­ных граждан, каждый раз на четыре года, президент должен был урож­денным бразильцем и иметь не менее 35 лет от роду. Он назначает мини­стров и всех государственных служащих федерации, гражданских и во­енных. От законодательных учреждений министры совершенно незави­симы. Поэтому они не могут быть членами парламента и не участвуют в его собраниях. Свою точку зрения они могут лично отстаивать только в парламентских комиссиях. В случаях злоупотреблений со стороны президента республики он может быть привлечен к ответственности перед сенатом и лишен должности. В обеспечение от злоупотреблений консти­туция лишает президента права снова выставлять свою кандидатуру в президенты на следующее четырехлетие, — точно так же, как всех его родственников первых двух степеней, по крови или по браку. Это особен­но важно потому, что выборы происходят еще до истечения президентс­кого срока, когда президент еще находится во главе всей исполнитель­ной власти и, следовательно, имеет возможность использовать эту власть в своих интересах, или в интересах своих родных.

Полноправными гражданами, принимающими участие в выборах президента, точно так же как членов законодательных палат, являются все бразильцы, умеющие читать и писать и достигшие 21-летнего возра­ста, кроме солдат на действительной службе, монахов, давших обет по­слушания и нищих.

Законодательным органом федерации служит Национальный конг­ресс, состоящий из Палаты депутатов и Сената. Все члены конгресса избираются прямым голосованием, — члены палаты в числе 212 на три года, а члены сената в числе 63 на 9 лет — при возобновлении каждые три года одной трети состава.

Члены законодательных палат не могут занимать никаких должнос­тей, находящихся в зависимости от исполнительных властей, за исключе­нием дипломатических и военных. Они не могут также принимать от ис­полнительных властей какие-либо временные поручения или заключать с ними какие бы то ни было сделки и даже принимать участие в предприя­тиях, поддерживаемых этими властями. Но они получают за свою законо­дательную деятельность определенное законом вознаграждение.

Из остальных положений конституции Соединенных Штатов Брази­лии наиболее важны:

Отделение церкви от государства; обеспечение религиозной свободы и религиозного равенства; обеспечение свободы слова, свободы печати и свободы союзов; отмена смертной казни, уничтожение сословных приви­легий; установление суда присяжных; установление обязательности свет­ской школы.

Во всех этих отношениях конституция Бразильской республики бе­зукоризненно демократическая. Фактически, однако, государственный строй Бразилии еще далек от истинного демократизма в европейском смысле этого слова. Главным образом потому, что этот строй вообще еще не установился твердо и до сих пор пребывает в неустойчивом равнове­сии. Старое правящее сословие сошло с политической сцены, а образова­ние нового сопровождалось тяжкими родовыми муками и вызвало глубо­кое брожение, продолжающееся до сего дня.

Особенно настоятельно претендовало, и еще претендует, на господ­ство в новом строе военное сословие, сыгравшее значительную, может быть, решающую роль в низвержении старого строя. Военные стояли во главе революционного правительства. Военные стали во главе молодой республики после ее официального провозглашения на основании новой конституции. Президентом временного правительства и первым прези­дентом Бразильской республики был генерал Теодоро да Фонсека. Его помощником в правительстве и вице-президентом республики был генерал Флориано Пейксото.

Но одно дело низвергать, а другое — строить. Строить демократичес­кую республику военными силами и военными методами, конечно, оказалось невозможным. После тщетных усилий подавить вызванное этим недовольство драконовскими методами генерал Фонсека сам отказался от непосильной задачи и ушел с поста президента республики в ноябре, это место занял, соответственно конституции, вице-президент, генерал Пейксото. Последний остался на своем посту до последнего дня законного срока, до 15-го ноября 1894 года. Но его усилия сделать военный класс правящим сословием республики были столь же тщетны, как усилия его предшественника. Все время этого президентства народные волнения, восстания и заговоры не прекращались.

Со временем общее недовольство и революционные настроения захва­тили также само военное сословие, главную опору генерала-президента. Флот открыто восстал против него и даже стал бомбардировать столицу, Рио-де-Жанейро, как в форменной войне. Началась война адмиралов про­тив генералов.

Пейксото ушел с поста президента совершенно разбитый морально и физически, и скоро после этого умер.

Его преемником был представитель интеллигенции, доктор Прюденте де Мораэс Баррос. Он поставил себе ближайшей задачей прекращение вмешательства военного сословия в политику. И это ему, до известной степени, удалось. Труднее было справиться с остальным наследием его предшественников: финансовым расстройством и гражданской анархи­ей. Последняя получила яркое выражение, между прочим, в следующем случае, характерном также в бытовом отношении.

Один молодой человек, по имени Антонио Масэиль, уроженец, же­нился на любимой девушке против воли своей матери, страстно ее возненавидевшей. Чтобы восстановить своего сына против его жены, мать стала уверять его, что последняя имеет возлюбленного и ходит к нему на свидания. Она вызвалась следить за своей невесткой и через некоторое время сообщила сыну место и время свиданий. Последний, конечно, ре­шил быть там в указанное время. Тогда мать убедила его жену, под каким-то предлогом, пойти туда же в это самое время, а сама переоделась в мужское платье и также отправилась туда. Увидев свою жену в обществе мужчины, Масиэль не сомневался более в правдивости рассказов матери и тут же застрелил обеих.

Когда после этого обнаружилось, что роль возлюбленного сыграла его собственная мать и раскрылась полная невинность его жены, злосчаст­ный молодой человек, мучимый раскаянием, бежал из этого мира к ди­ким индейцам для распространения среди них христианства и их защи­ты от несправедливостей и угнетений. Индейцы сделали его своим вож­дем и всецело ему доверились. Он образовал из этого племени независи­мую общину, жившую своей особой жизнью, не считаясь ни с обычными законами страны, ни с ее властями. Последние, конечно, не могли долго терпеть этого. Началась борьба. После тщетной попытки подавить эту анархию полицейскими силами, была снаряжена военная экспедиция из 1500 солдат. Эта армия была наголову разбита маленькой общиной. Такая же участь постигла вторую армию из 5 000 человек. Только тре­тьей армии из 13 000 человек, тщательно вооруженной и имевшей во главе самого военного министра, удалось сломить сопротивление этой маленькой кучки фанатиков в несколько сот человек, и то только после того, как их вождь, Антонио Масиэль, пал во время атаки.

Это произошло в 1897 году. В 1898 году произведено было покуше­ние на президента республики, но вместо него был убит его военный министр. Доктор Мораэс Баррос благополучно закончил свой президент­ский срок и передал свой пост новому народному избраннику, доктору Кампосу Саллесу. Последнему удалось несколько урегулировать финан­совое положение Бразилии, а также взаимные отношения с другими южноамериканскими государствами. Умиротворение страны сделало при нем значительные успехи. Умиротворение продолжало развиваться при преемнике Саллеса, Родригесе Альвесе, занимавшем пост президента с 15 ноября 1902 до 15 ноября 1906 года, и Альберто Пенна, занимавшем его до 14 июня 1909 года, дня своей смерти.

Но когда пост президента занял вождь реакционной партии, маршал Гермес да Фонсека, снова начались волнения и на политическую арену снова выступили военные. Теперь, однако, военному командному составу не удалось удержать в своих руках это движение. Во флоте низший со­став открыто выступил против своих командиров. 22 ноября 1910 года матросы двух дредноутов, находившихся в гавани Рио-де-Жанейро, уби­ли часть своих офицеров и, направив пушки на столицу, потребовали немедленного обещания отмены телесных наказаний, увеличения платы и уменьшения рабочего времени. Не получив удовлетворения, они на следующий день стали бомбардировать город, после чего все их требования были удовлетворены. Движение затем распространилось на другие
чисти флота, так что пришлось его совершенно реорганизовать и сменить значительную часть его состава.

Снова возникли финансовые затруднения, особенно возросшие с на­чалом европейской войны и вызванного ею экономического и финансово­го кризиса. Однако, преемнику маршала Фонсека, доктору Бенчеслао удалось улучшить как финансовое, так равно и политическое по­ложение Бразилии. В 1915 г. он заключил договор с Аргентиной и Чили и мирном урегулировании возникающих между ними конфликтов с по­мощью арбитражной комиссии, договор, известный под обозначением Л.И.С. (Argentina, Brazil, Chile). Обеспечив мир между тремя наиболее значительными государствами Южной Америки, этот договор заложил фундамент международному миру во всей Южной Америке и имеет так­те благотворное влияние на взаимные отношения между Южной и Северной Америкой.

В1917 году Бразилия присоединилась к союзниками, порвав дипло­матические отношения с Германией. Она приняла участие в Парижской мирной конференции 1919 года и принадлежит к членам-учредителям Лиги Наций. Это тесно сблизило Бразилию с С. А. Соединенными Штатами, с Англией и с Францией, и в 1924 году она заключила с этими 1,1'ржавами соглашение, по которому С. А. Соединенные Штаты приняли им себя миссию организации морских сил Бразилии, Франция — такую кс миссию относительно ее военных сил, а Англия — относительно ее финансов. Каждая из этих держав послала в Бразилию для указанных целей специальную миссию.

Преемником д-ра Браца был избран, на президентских выборах III 18 года, Родригес Альвес, бывший президентом республики в 1902— 1006 гг. Но Альвес вскоре после этого умер и его место занял доктор да Сильва Пессоа, первоклассный юрист, состоящий ныне чле­ном созданного Лигой Наций Трибунала международной юстиции. На посту президента его сменил, по истечении его президентского срока, 15 ноября 1922 года, д-р да Сильва Бернадес.

Все это время смена президентов происходила в определенные кон­ституцией сроки и на определенных ею основах, несмотря на ряд мест­ных, подчас весьма бурных, волнений и восстаний. Республиканский режим никем не оспаривается. Опасность монархического переворота, по-видимому, исчезла. И в 1920 году Бразильская республика могла отменить установленный ею при ее основании закон о запрете приезда в Бразилию членов португальской королевской семьи.

Ныне президентом Соединенных Штатов Бразилии состоит доктор Ишпингтон Луис Перейра де Суза, занявший этот пост после законного избрания, 15 ноября 1926 года.

Народное благосостояние Бразилии почти всецело построено на сель­ском хозяйстве. А в последнем главное место занимает производство кофе. Бразилия производит четыре пятых всего количества кофе, потребляе­мого во всех страна света. Главнейшим центром этого производства явля­ется штат Сан-Пауло, доставляющий половину всего мирового потребле­ния. Затем следуют штаты Рио-де-Жанейро, Эспирито-Санто и Минас Гераэс. Все годовое производство кофе в Бразилии составляет, в сред­нем, около семисот миллионов килограммов.

Бразилия удовлетворяет также больше половины всего мирового спро­са на какао, культивируемого, главным образом, в штатах Эспирито-Сан­то и Бахия. Значительно также в Бразилии производство сахара, риса, табака, хлопка, каучука и маиса. В 1922 года Бразилия дала 826 400 тонн сахара, 70 896 тонн табака. В 1923 году она собрала 107 256 800 килограммов хлопка. Производство сахара сосредоточено, главным обра­зом, в штатах Пернамбуко и Рио-де-Жанейро. Производство табака — в штатах Бахия и Рио-Гранде-до-Сул.

Производство наших европейских хлебных злаков не занимает в Бра­зилии большого места, так как большинство населения готовит свой хлеб из прекрасной муки, добываемой без большого труда из корней маниоки (кассовы). Также пока мало развито производство фруктов, несмотря на чрезвычайно благоприятные для того условия. Бразилия могла бы при развитии этого производства доставить миру любое количество самых цен­ных фруктов: ананасы, апельсины, бананы, инжир, виноград, орехи и проч.

И, вообще, сельское хозяйство Бразилии занимает еще очень малую долю ее чрезвычайно плодородной почвы. Обнимая пространство в 8 483 570 км2, Бразилия имела в 1921 году под культурой всего только 62 000 кило­метров, или 6 200 000. Первое место по развитию сельского хозяйства за­нимает штат Сан-Пауло, в котором находится под культурой 2 143 981 гектаров, но это составляет только 7,4% территории этого штата. Второе место в этом отношении занимает штат Рио-Гранде-до-Сул, в которой обра­ботаны 1168 808 гектаров, что составляет едва 5% его пространства. Тре­тье место занимает штат Минас с 1100 482 гектарами обработанной зем­ли, т. е. менее двух процентов его почвы. Во всей остальной Бразилии использовано для сельского хозяйства только 0,24% территории.

Мало развито также скотоводство, несмотря на исключительно бла­гоприятные условия. До недавнего времени продукты скотоводства были даже предметом довольно значительного импорта в Бразилию. Экспорт этих продуктов начался только несколько лет тому назад. Но уже в 1919 году было вывезено:

Мяса на 28 млн. долларов, шкур на 14,5 млн. долларов, кожи на 19,5 млн. долларов.

[…]

Вся внешняя торговля Бразилии оценена была в 1925 г. в 875 миллионов долларов (395 миллионов импорта и 480 миллионов экспорта).

[…]

К концу 1925 года вся железнодорожная Бразилии составляла только около 30 000 километров.