Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Заметки о скульптурном фрагменте из Чалькацинго (Морелос, Мексика)

Арно Ф. Ламбер
:::
Статьи и материалы
:::

Значимость Чалькацинго в качестве места, где прослеживается человеческая деятельность в восточной долине Морелос (Мексика) нельзя недооценивать. Здесь между двумя гранодиоритовыми холмами, Серро-Дельгадо и Серро-Чалькацинго, ярко контрастирующими с окружающим сельскохозяйственным пейзажем (Рис. 1), вот уже на протяжении 80 лет проводятся археологические раскопки и исследования, которые внесли ощутимый вклад в наше знание о развитии сложных политий в течение формативного периода и, в частности, о расцвете административного и церемониального центра Чалькацинго ( Guzmán 1934, Piña Chan 1955, Cook de Leonard 1967, Gay 1972, Grove 1984, 2000). Фокусом данных исследований был впечатляющий корпус наскальных орнаментов, стел, алтарей и чашевидных камней (Grove 1968, 1987b, Grove and Angulo 1987, Lambert 2010). Целью данной краткой заметки является описание одного из многочисленных скульптурных фрагментов археологического комплекса Чалькацинго (Рис. 2 и 3). На текущий момент мало что известно о дате его нахождения, а также о контексте самой находки – о нём нет упоминаний в археологических публикациях о Чалькацинго и о его монументах (Aviles 2005, Córdova Tello and Meza Rodríguez 2007, Gillespie 2008, Grove 1996, 2008, Grove and Angulo 1987). Однако загадочный камень стОит того, чтобы о нем упомянули потому, что в нём зафиксированы три разных этапа человеческого воздействия: нанесение барельефа, его разбитие и вероятное падение. Поэтому, даже несмотря на то, что будет довольно сложно отследить его хронологическое место в соседстве с другими монументами из Чалькацинго, тщательный анализ данных отметок и форм модификаций может обеспечить нас уместной информацией о культурных практиках в городище в формативном периоде, особенно тех, что связаны с намеренным повреждением монументов (Grove 1981).

Рис. 1. Северо-западные склоны Серро-Чалькацинго (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 1. Северо-западные склоны Серро-Чалькацинго (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 2. Скульптурный фрагмент из Чалькацинго (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 2. Скульптурный фрагмент из Чалькацинго (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 3. Прорисовка скульптурного фрагмента из Чалькацинго (рис.: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 3. Прорисовка скульптурного фрагмента из Чалькацинго (рис.: Арно Ф. Ламбер)

Скульптурный фрагмент из Чалькацинго

На данный обломок камня я впервые обратил внимание, когда проводил обследование наскальных орнаментов в Чалькацинго в августе 2005 года. Он находится справа от барельефа Монумента 13 (Рис. 4 и 5) и был обнаружен приблизительно в 25-30 метрах от наскальных рельефов Группы В у северного склона Серро-Чалькацинго. Скульптурный фрагмент представляет из себя треугольный кусок камня, размером 70,9 см. в высоту и 60 см. в длину. У него светлый оттенок и он выполнен из гранодиорита со средней степенью шероховатости (Рис. 2). На камне виднеется часть барельефа разветвлённого завитка. Такие завитки часто встречаются в Чалькацинго среди наскальных орнаментов ольмекского стиля фазы Кантера среднего формативного периода – ок. 700-500 гг. до н.э. (Angulo 1987,137-138). Мы их встречаем в наскальных орнаментах Группы А, которая находится на северо-западном склоне Серро-Чалькацинго, а самый примечательный мотив запечатлён на Монументе 1 (Рис. 6). В этом скульптурном контексте они ассоциируются с облаками и каплями дождя, приносящими влагу из подземного мира, который представлен в зооморфных проходах в пещеру и фигурках рептилий (Lambert 2015). Связанный с ним набор символов можно лицезреть в наскальных орнаментах близлежащей Группы В – здесь облака продолжают ассоциироваться с дождём, однако они уже разбавлены образами змей и кошек (Lambert 2013, 93-94).

Рис. 4. Монумент 13 из Чалькацинг (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 4. Монумент 13 из Чалькацинг (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 5. Прорисовка Монумента 13 из Чалькацинго (рис.: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 5. Прорисовка Монумента 13 из Чалькацинго (рис.: Арно Ф. Ламбер)

Учитывая его разбитое состояние, ясно, что скульптурный фрагмент был однажды частью намного бОльшей композиции. Одним возможным кандидатом является Монумент 13. Оба повреждённых камня были найдены недалеко друг от друга и Монумент 13 больше всех схож по символике с Монументом 1 – здесь изображены сидящий правитель и пещера. Однако у Монумента 13 отсутствуют облака, завитки, а в скульптурном фрагменте, наоборот, представлен только разветвлённый завиток. Допуская, что Монумент 13 когда-то был частью стоящей вертикально большой прямоугольной плиты (Grove and Angulo 1987,122), вполне возможно, что и рассматриваемый нами фрагмент мог быть одним из повреждённых секторов оригинального монумента до его падения (Рис. 7).

Рис. 6. Монумент 1 из Чалькацинго (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 6. Монумент 1 из Чалькацинго (фото: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 7. Сравнение Монумента 1 и предположительной реконструкции Монумента 13 с учётом скульптурного фрагмента. Зарисовки не масштабированы (прорисовка: Арно Ф. Ламбер)

Рис. 7. Сравнение Монумента 1 и предположительной реконструкции Монумента 13 с учётом скульптурного фрагмента. Зарисовки не масштабированы (прорисовка: Арно Ф. Ламбер)

Есть вероятность того, что исследуемый нами скульптурный фрагмент является частью не обнаруженного ещё на северных склонах Чалькацинго наскального орнамента или скульптуры. Данный сценарий менее вероятен, но вполне возможен, поскольку до сих пор на террасах у подножия Серро-Дельгадо периодически случаются находки расколотых монументов (Gillespie 2008, 9, Fig. 2), также было найдено несколько разбитых монументов возле наскальных орнаментов Группы В (Grove 1996, González, Córdova, and Buitrago 2011).

Вне зависимости от его специфического происхождения, по данным обзоров ясно, что любое обсуждение степени сохранности и возможного главного контекста должно проводиться с учётом практики намеренного нанесения повреждений монументам. Такие повреждения часто имеют ассоциации со статусным соперничеством, которое может возникнуть после смерти правителя (Clark 1997, 220-222, Grove 1981, 63-65). Действия, связанные с нанесением повреждений монументу в Чалькацинго могли иметь различный характер – от намеренного разбития до опрокидывания и «обезглавливания». В свете рассматриваемого вопроса, будет интересно отметить, что монументы и орнаменты, расположенные на Террасе 6 у Серро-Дельгадо и на северном склоне возле наскальных орнаментов Группы В не просто сильно повреждены, разбиты и опрокинуты, они также находятся в непосредственной близости от центра общественной активности городища – у главной площади и основного холма-платформы. По существу данные разбитые монументы могут указывать на примеры социополитического соперничества, которые периодически возникали в Чалькацинго в средний формативный период; после смерти одного из его правителей новые владыки пытались усилить свои позиции в сообществе посредством публичных действий, например, установлением новых скульптур и опрокидыванием монументов предыдущих правителей.

Заключение

Тщательное исследование иконографических деталей и результатов человеческого воздействия на скульптурный фрагмент из центральномексиканского городища Чалькацинго позволило сделать ряд выводов относительно его места в хронологии и возможного значения. Основываясь на стилистических характеристиках разветвлённого завитка на его рабочей поверхности, скульптурный фрагмент мог быть вырезан в фазу Кантера среднего формативного периода (700-500 до н.э.). Мотив разветвлённого завитка и фрагментированность позволяет также предположить, что данный скульптурный фрагмент был частью большого монумента, например, Монумента 13. Если такая реконструкция верна, тогда назначение данной резной панели могло заключаться в легитимации права правителя на власть посредством использования образов плодородия и изобилия, что близко напоминает резной орнамент, известный под названием Монумент 1 (Lambert 2015). Однако, как и несколько других монументов Чалькацинго, оригинальная скульптура, по всей видимости, была разрушена, когда происходило статусное соперничество владык, пытавшихся усилить своё право на власть над сообществом.

Благодарности

Моё исследование в Чалькацинго финансировалось по гранту для аспирантов от факультета антропологии университета Брандейса. Разрешение на обследование монументов городища и наскальных орнаментов было любезно предоставлено Марио Кордова Тельо из центра Национального института антропологии и истории в Морелосе (INAH Permit No. P.A. 42/05).

Библиография

Angulo, J. (1987). ‘The Chalcatzingo Reliefs: An Iconographic Analysis’ in Grove, D.C. (ed.): Ancient Chalcatzingo.132-158. Austin: University of Texas Press.

Aviles, M. (2000). The Archaeology of Early Formative Chalcatzingo, Morelos, México,1995. FAMSI Grantee Report. Foundation for the Advancement of Mesoamerican Studies, Inc., http://www.famsi.org/reports/94047/index.html, accessed January 8, 2013.

Clark, J. E. (1997). The Arts of Government in Early Mesoamerica. Annual Review of Anthropology. 26: 211-234.

Cook de Leonard, C. (1967). ‘Sculptures and Rock Carvings at Chalcatzingo, Morelos’ in Studies in Olmec Archaeology. 57-84. Contributions of the University of California Archaeological Research Facility, No. 3. Berkeley: University of California, Department of Anthropology.

Córdova Tello, M. and Meza Rodríguez, C. (2007). Chalcatzingo, Morelos: Un discurso sobre piedra. Arqueología Mexicana. 87: 60-65.

Gay, C. (1972). Chalcacingo. Portland, Oregon: International Scholarly Book Services.

Gillespie, S. D. (2008). Chalcatzingo Monument 34: A Formative Period “Southern Style” Stela in the Central Mexican Highlands. The PARI Journal. 9 (1):8-16.

González C. O. L., Córdova T. M., and Buitrago S. G. (2011). El Monumento 41 o Triada de los Felinos. Chalcatzingo, Morelos. Arqueología Mexicana. 111: 18-23.

Grove, D. C. (1968). Chalcatzingo, Morelos, Mexico: A Reappraisal of the Olmec Rock Carvings. American Antiquity. 33 (4): 486-491.

Grove, D. C. (1981). ‘Olmec Monuments: Mutilation as a Clue to Meaningi in Benson, E.P. (ed.): The Olmec and Their Neighbors: Essays in Honor of Matthew W. Stirling. 48-68. Washington D.C.: Dumbarton Oaks/Trustees of Harvard University.

Grove, D. C. (1984). Chalcatzingo: Excavations on the Olmec Frontier. New York: Thames and Hudson.

Grove, D. C. (1987). ‘Miscellaneous Bedrock and Boulder Carvings’ in Grove, D.C. (Ed.): Ancient Chalcatzingo. 159-170. Austin: University of Texas Press.

Grove, D. C. (1996). ‘Archaeological Contexts of Olmec Art Outside of the Gulf Coast’ in Benson, E. P. and de la Fuente, B. (Eds.): Olmec Art of Ancient Mexico. 105-118. Washington D.C.: National Gallery of Art / Harry N. Abrams, Inc.

Grove, D. C. (2000). ‘Faces of the Earth at Chalcatzingo, Mexico’. In Clark, J. E. and Pye, M. E. (Eds.): Olmec Art and Archaeology. 276-295. Studies in the History of Art, Volume 58. New Haven: Yale University Press.

Grove, D. C. (2008). Chalcatzingo: A Brief Introduction. The PARI Journal. 9 (1): 1-7.

Grove, D. C. and Angulo, J. (1987). ‘A Catalog and Description of Chalcatzingo’s Monuments’ in Grove, D.C. (Ed.): Ancient Chalcatzingo. 114-131. Austin: University of Texas Press.

Guzmán, E. (1934). Los Relieves de las Rocas del Cerro de la Cantera, Jonacatepec, Morelos. Anales del Museo Nacional de Arqueología, Historia y Etnografía. 5 (1): 237-251.

Lambert, A. (2010). The Cupulate Complexes of Chalcatzingo, Morelos: A Preliminary Investigation. American Indian Rock Art. 36: 183-192.

Lambert, A. (2013). Olmec Ferox: Ritual Human Sacrifice in the Rock Art of Chalcatzingo, Morelos. Adoranten. 2012: 93-102.

Lambert, A. (2015). Rock Art and Rituals of Rulership at Chalcatzingo, Morelos, Mexico. American Indian Rock Art. 41: In Press.

Piña Chan, R. (1955). Chalcatzingo, Morelos. Informes Núm. 4. Mexico City: Instituto Nacional de Antropología e Historia.


Источник – ж-л The Posthole, вып.42 / http://www.theposthole.org

Арно Ф. Ламбер, Колледж сообщества Онондага, Сиракузы, Нью-Йорк