Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Заметки о календаре майя. Общий обзор

Кнорозов Юрий Валентинович
:::
Статьи и материалы
:::
майя

I[1]

Календарь древних майя (точнее календарно-хронологическая систе­ма) приобрел широкую известность. Во многих популярных и специаль­ных книгах можно прочесть, что древние майя достигли больших успе­хов в астрономии, что продолжительность солнечного года они опреде­лили точнее, чем в современном григорианском календаре и т. п. Такая высокая оценка действительно имеет некоторые основания.

К сожалению, во многих книгах можно прочесть и различные, мягко выражаясь, сомнительные сведения. Получается, что древние майя име­ли не только хороший календарь, но и, в отличие от других народов, были очарованы ритмом времени. Свою хронологию они вели по вели­ким мировым катастрофам, скорее всего от гибели Атлантиды, из кото­рой, собственно, они якобы и прибыли, если, конечно, не из еще более далеких стран. Календарь майя будто бы получили в наследство от не­кой высочайшей цивилизации времен не то нижнего палеолита, не то мезозойской эры. С другой стороны, календарь майя якобы был изобре­тен в последние века до нашей эры гениальным астрономом, «Гиппар­хом майя», и с тех пор оставался без изменений, предоставляя майя полную возможность наслаждаться ритмом времени, пока испанцы не ввели свой несовершенный календарь и не лишили их этого удовольствия. Календарь майя будто бы построили по планете Венера. Основание для подобных утверждений, конечно, есть, но не у древних майя, а у соответ­ствующих авторов, рассмотрение концепций которых никоим образом не связано с настоящей статьей. Наличие многих неясных вопросов в кален­даре майя создает почву для любых предположений.

Календарь древних майя изучается уже более столетия. Благодаря усилиям ученых различных стран удалось выяснить смысл календарных выкладок майя. В настоящее время мы можем с полной уверенностью понимать даты, которые древние скульпторы высекали в начале своих надписей. Тем не менее в календаре майя далеко не все понятно. Во многих случаях мы знаем, как майя вычисляли свои даты, но совер­шенно не знаем, зачем они это делали[2].

Принятая в настоящее время система обозначений различных ка­лендарных терминов майя не выдерживает даже самой легкой крити­ки[3]. По традиции, отнюдь не древних майя, а их исследователей, воз­никла на редкость громоздкая и во многих отношениях бессмысленная (но хорошо отражающая этапы изучения календаря майя) система обозначений. Поэтому, чтобы разобраться в сложившемся положении, це­лесообразно последовательно рассмотреть имеющиеся материалы.

Классический календарь майя представляет собой стройную и тща­тельно продуманную систему. Как единое целое он, несомненно, явля­ется результатом работы одного или нескольких изобретателей. Эти изобретатели имели в своем распоряжении исходные материалы, отно­сящиеся к разному времени. В дальнейшем календарь несколько раз реформировался. Прежде чем касаться вопроса о развитии календаря майя, целесообразно рассмотреть классическую дату майя.

Классическая дата майя

Надписи майя обычно начинаются датой. Таких надписей, высечен­ных на каменных памятниках и стенах зданий (часто над входом), на­считывается более тысячи. Они относятся в основном к IV—IX вв. н. э.

Классическая дата майя включает следующие компоненты:

  1. Вводный блок (смысл неизвестен).
  2. Блок, вписанный в середину вводного блока (так называемый «покровитель месяца»). Каждому из 18 названий месяцев соответствует один из 18 этих блоков.
  3. Число 360-дневных лет и дней, прошедших от начальной даты (0.0.0.0.0 4 Ахав 8 Кумху[4], 3113 г. до н. э.).
  4. Дата 260-дневного цикла: число тринадцатидневки и название дня двадцатидневки.
  5. Название дня девятидневки и блок «девятидневка».
  6. Лунная дата: число лунного месяца, номер и название лунного месяца, количество дней в лунном месяце (29 или 30).
  7. Дата 365-дневного года: число и название одного из 18 двадца­тидневных месяцев или 5 добавочных дней.

В качестве примера можно взять дату на притолоке 21 в Йашчилане[5]. Надпись начинается датой, которую условно можно передать сле­дующим образом: «дата» (вводный блок) —«покровитель месяца йаш» — 9.0.19.2.4 (от начальной даты 0.0.0.0.0. прошло 400Х9 + 20Х0 + 19 360-дневных лет и 20X2 + 4 дня) — 2 (число тринадцатидневки, день) Кан — II день девятидневки — 27 число 3-го лунного месяца такого- то, состоящего из 29 дней — 2 (число двадцатидневного месяца) Йаш.

Классическая дата очень обстоятельна и подробна, хотя и весьма громоздка. В надписи на этой притолоке она занимает половину места.

При рассмотрении классической даты обращает на себя внимание следующее обстоятельство. Составитель, видимо, стремился указать да­ту, понятную всем жителям (хотя никто, кроме жрецов, читать не умел). Указана дата и по 260-дневному циклу, и по лунному, и по солнечному календарю. По-видимому, такая дата была рассчитана на всеобщее оглашение, с тем, чтобы любой обыватель понял в ней уж никак не мень­ше одного компонента, из числа тех, которыми пользовались в повсе­дневной жизни.

Для образованного жреца (равно как и для современного исследова­теля) такая громоздкая дата, вообще говоря, не дает решительно ника­ких дополнительных сведений сверх тех, которые содержатся в третьем компоненте — числе лет и дней, прошедших от начальной даты. Зная на­чальную дату (а она была известна, конечно, всем жрецам) и распола­гая некоторым свободным временем, по указанному интервалу можно весьма легко вычислить все прочие указанные в классической дате ком­поненты (кроме лунной даты, так как в разных городах лунный кален­дарь не совпадал), хотя для этого пришлось бы заняться довольно гро­моздкими арифметическими расчетами. Для этих расчетов жрецу следовало знать начальную дату:

  1. По 260-дневному циклу: 4 Ахав.
  2. По девятидневке: I.
  3. По 365-дневному году: 8 Кумху.

Современный исследователь, воспитанный на десятичной системе сче­та, скорее всего преобразует 360-дневные года в дни, а затем будет под­считывать. Жрецы майя пользовались двадцатичной системой счета, но результат получался, конечно, такой же.

Чтобы найти дату по 260-дневному циклу нужно количество дней, прошедших от начальной даты, разделить на 260, а остаток прибавить к 4 Ахав. Чтобы найти день девятидневки, нужно делить на 9,. а остаток прибавить к 1. Чтобы найти дату 365-дневного года, нужно делить на 365, а остаток прибавить к 8 Кумху.

В данном случае от начальной даты прошло 144 000X9 + 360X19 + + 20X2+4X1 = 1 296 000 + 6 840+40 + 4 = 1 302 884 дня. Отсюда можно подсчитать остальные компоненты (кроме лунной даты):

  1. 1 302 884: 260 = 5011, остаток 24; через 24 дня после 4 Ахав будет 2 Кан.
  2. 1 302 884: 9=144 987, остаток 1, т. е. II день девятидневки.
  3. 1 302 884 : 365 = 3 569, остаток 199; через 199 дней после 8 Кумху бу­дет 2 Йаш.

Следует отметить некоторые особенности календарно-хронологиче­ской системы майя.

  1. В хронологии и календаре велся точный счет дней, причем счи­тались только истекшие дни (как у нас при счете часов). Поэтому на­ше первое число месяца у майя было нулевым и т. д.
  2. 260-дневный цикл, не соответствующий никакой астрономической единице, вообще говоря, ни в солнечном, ни в лунном календаре со­вершенно не нужен и является сущим излишеством, сохраненным в си­лу некой традиции.
  3. В хронологии принят 360-дневный год. Все остальные счетные единицы — больше или меньше 360-дневного года — построены по двад­цатичной системе.
  4. В календаре принят 365-дневный солнечный год. Астрономы майя знали, что действительная продолжительность солнечного года больше приблизительно на четверть суток (в связи с чем в современном григо­рианском календаре добавляется лишний день каждые четыре года). Однако в календаре дополнительные дни не предусматривались. Без поправок 365-дневный год должен был отставать от фактического сол­нечного года и постепенно смещаться по сезонам. Таким образом, по дате майя точно известно, сколько прошло дней, но неизвестно, сколько прошло фактических солнечных лет.
  5. Солнечный 365-дневный год разделён на 18 двадцатидневных ме­сяцев и 5 добавочных дней. 18 двадцатидневных месяцев как раз и со­ставляют 360-дневный год, принятый в хронологии. Продолжительность «месяца» в 20 дней не соответствует ни солнечному, ни лунному месяцу, хотя и удобна при двадцатичном счислении. Однако в силу некой тра­диции год подразделялся на 18 частей, имеющих свои названия.
  6. Лунный календарь, в котором счет месяцев велся по полугодам, составляет вполне самостоятельную календарную систему, не связанную ни с солнечным годом, ни с хронологией.

Далее следует отметить особенности написания классической даты майя.

  1. Даты по 260-дневному циклу и по 365-дневному году вместе составляют дату 52-летнего цикла. Во многих классических надписях дается только такая циклическая дата, которая повторялась через 52 года и была достаточна, чтобы точно датировать событие в пределах жизни по крайней мере одного поколения. Вместе с тем в классической дате эта циклическая дата не рассмат­ривалась как единое целое. Между ее компонентами стоит день девя­тидневки и лунная дата. Таким образом, в классической дате компо­ненты циклической даты рассматривались как самостоятельные, како­выми они, впрочем, и являются.
  2. Дата по 365-дневному году стоит последней (число и название месяца). Между тем блок «покровителя месяца» вписан в вводный блок. Коль скоро «покровитель месяца» связан только с названием месяца и больше ни с чем иным, то было бы гораздо удобнее поместить его ря­дом с названием месяца. Однако в силу некой традиции он помещается в начале, т. е. в противоположной стороне всей даты.
  3. Лунная дата, не в пример солнечной, выглядит безукоризненно. Здесь последовательно указаны: число месяца, номер месяца в 6-месяч­ном полугоде, название месяца и количество дней в нем. Создается впе­чатление, что запись лунной даты делалась по единовременно принятому стандарту (чего нельзя сказать о солнечной дате).

Начальная дата имеет довольно странный вид. В хронологии она при­ходится на нулевое число лет и дней, а в 365-дневном году — за 17 дней нового года.

Все эти особенности календарно-хронологической системы майя мож­но понять, рассмотрев историю ее возникновения и развития.

Календарь майя не является изолированным. Сходным календарем пользовались другие народы Мезоамерики, в том числе «ольмеки» (циви­лизация которых возникла примерно в XI в. до н. э.), тольтеки, астеки, сапотеки, миштеки, тотонаки. При изучении календаря майя необходимо учитывать данные по календарю других народов Мезоамерики.

Значение календаря менялось в различные эпохи. У племен охот­ников и собирателей, ведущих присваивающее хозяйство, не было осо­бой нужды в точном календаре. Они делили год на сезоны неопределен­ной продолжительности, соответствующие природным явлениям. Для счета времени также использовались «небесные часы» — фазы Луны.

Для древних земледельцев точный календарь имел огромное значе­ние. Он являлся результатом многовековых наблюдений, обобщенных великими мудрецами того времени. Календарь был могущественным инструментом в хозяйстве. Пользуясь им, можно было определить сро­ки различных работ, в первую очередь посева, от своевременности ко­торого зависел урожай. Без календаря земледелие майя было бы прос­то невозможно. Естественно, календарь майя имеет ярко выраженный сельскохозяйственный характер. В целом причиной его возникновения является переход от собирательства к земледелию.

В целях ясности изложения имеет смысл сначала дать предполага­емую картину возникновения календарно-хронологической системы майя, а затем перейти к детальному рассмотрению составляющих ее компо­нентов. Суммируя имеющиеся данные, наметим следующие этапы.

Предки майя, занимавшиеся преимущественно собирательством (на основе которого в дальнейшем возникло земледелие), различали сезо­ны неопределенной продолжительности, связанные с природными явле­ниями. Таких сезонов насчитывалось от 2 (сезон дождей и сезон засу­хи) до 18. Для ориентировочного счета времени использовались фазы луны. Понятия «год» не было.

С переходом к земледелию возникла необходимость точного счета дней. Земледельцы интересовались не всем годом[6], а только временем от посева до сбора кукурузы. Этот период продолжается около 9 ме­сяцев (в Юкатане с мая по январь).

Для определения начала земледельческого периода стали использо­ваться наблюдения за движением солнца через созвездия (знак зодиа­ка). Таких созвездий оказалось 13. Начало земледельческого периода определялось, вероятно, визуальными наблюдениями — вхождение солн­ца в созвездие Черепахи (Близнецы). Возникло понятие солнечного года, который был определен в 360 дней.

Для точного счета дней земледельческий период был разделен на 13 (по числу знаков зодиака) двадцатидневок (единиц двадцатичного сче­та), т. е. был определен в 260 дней (от посева до сбора).

Создание земледельческого календаря относится, по-видимому, к концу II тысячелетия до н. э. Его главными компонентами были 260-днев­ный земледельческий период и 360-дневный год.

260-дневный период с делением на тринадцатидневки и двадцати- дневки давал возможность вести точный счет дней во время всего земле­дельческого сезона. Для остальной части года точный счет дней, по- видимому, не велся.

360-дневный год был введен, по-видимому, в порядке попытки объ­единить солнечный и лунный календари. Он больше лунного и меньше солнечного. 360 дней—это два лунных 6-месячных полугода, если ок­руглить лунный месяц до 30 дней.

Кроме того, сохранялись, конечно, старые названия сезонов, однако еще не увязанные с какими-либо месяцами. Начало года опре­делялось, вероятно, наблюдениями за точкой восхода солнца на гори­зонте.

Древнейший календарь имел, однако, значительные недостатки. Во-первых, счет дней велся, по-видимому, только в земледельческом сезо­не. Во-вторых, 360-дневный год, хотя и близкий к лунному и солнечно­му, не соответствовал ни тому, ни другому, и нуждался в постоянной корректировке. Все эти обстоятельства, новые наблюдения и новые за­просы привели к первой реформе.

В настоящей статье реформы календаря умышленно описываются несколько упрощенно для удобства изложения и дальнейших ссылок. Реформы действительно происходили, но возможно, не в один прием. Поэтому результаты той или иной реформы могли быть выработаны не одним «собором мудрецов», а несколькими. Автором реформы могло быть и одно лицо. Важно, однако, что в результате становилась обще­принятой определенная концепция.

Кроме того, необходимо коснуться вопроса о распространении тех или иных концепций в условиях независимых городов-государств. Мог­ло быть в принципе два основных варианта — либо «миссионерство» т. е. рассылка ученых жрецов с целью пропаганды новой концепции, либо «паломничество», т. е. посещение иногородними, а в ряде случаев и иноязычными мудрецами центра, где была проведена реформа кален­даря. В свете имеющихся данных преобладало, безусловно, «паломни­чество». Иначе невозможно объяснить ряд ошибок в переводе календар­ных терминов, чего «миссионеры» никак не могли бы допустить.

Первая реформа календаря

1-ая реформа имела место, по-видимому, между 7.0.0.0.0 и 7.15.0.0.0 (354—38 гг. до н. э.) в одном из «ольмекских» городов. Сущность ее сво­дилась к следующему.

Превращение старинного 260-дневного земледельческого периода (посев — сбор) в повторяющийся 260-дневный цикл. Этим была достиг­нута возможность вести непрерывный счет дней и точно датировать лю­бой день, что требовалось для нужд хозяйственных и государственных. При таком способе датировки получалась одна неувязка, впрочем незна­чительная. Некоторые даты повторялись дважды в год, хотя и через большой промежуток в 260 дней. Чтобы уточнить, какая дата имеется в виду, нужно было указать также сезон.

260-дневный земледельческий период, превратившись в цикл, утра­тил реальную связь с земледелием, сохранив ритуальную. Вероятно, эта мера вызвала изрядные нарекания.

Сохранение старинных названий 18 сезонов разной продолжитель­ности. Названия этих сезонов могли прибавляться для уточнения к да­те 260-дневного цикла, причем, видимо, удобно было именно в этом по­рядке — название сезона для общей ориентации в году и точная дата.

Сохранение старинного 360-дневного года для счета лет. Мудрецы I реформы, конечно, знали, что 360-дневный год меньше солнечного, и что необходимо вводить добавочные дни. Эти добавочные дни вводились перед началом нового года, видимо, по указанию властей. Они не вклю­чались в 260-дневный цикл. Включить их в этот цикл было невозможно, так как это сбило бы счет 360-дневных лет. Поэтому они считались вне года и не имели ни числа, ни наименования. В связи с этим за ним закре­пилось традиционное название «дни без имени» (ст. иш-ма к’а-ба к’ин).

По позднейшим данным известно, что в эти дни происходила смена должностных лиц (а может быть и правителей), что, как водится, со­провождалось различными бесчинствами, вероятно, включая грабежи и убийства сторонников неподходящего кандидата. У богов, конечно, то­же происходила «смена» правления. «Дни без имени» видимо не без основания считались зловещими, роковыми днями (ст. ваай к’ин, нах. немон-теми), когда можно ожидать всевозможных безобразий. Беремен­ных женщин и детей запирали, чтобы они не превратились в диких зве­рей [7]. Остальные граждане приступали к выборам. В дальнейшем по­явился особый бог-распорядитель для этих роковых дней, что отража­ло, вероятно, появление подобной реальной должности.

Введение 364-дневного солнечного года

Мудрецы I реформы приняли продолжительность солнечного года в 364 дня. В связи с тем, что Солнце проходит в течение года 13 зодиа­кальных созвездий, они решили округлить сроки (фактически Солнце, конечно, не бывает в каждом созвездии равно 28 дней) и разделить год на тринадцать 28-дневных месяцев.

Это деление, вообще говоря, было очень удачным. Все месяцы име­ли равную продолжительность, были связаны и с небесными явлениями (восхождение различных созвездий), и с хозяйственными сезонами (но не с теми, для которых уже были традиционные названия). Поэтому 364-дневный год прочно вошел в жреческую практику в Мезоамерике и сохранился у майя и астеков до испанского завоевания уже в виде ри­туального года, но с ярко выраженным земледельческим уклоном.

Тем не менее 364-дневный год не получил, так сказать, официального статуса и остался для служебного пользования. Причин для этого мог­ло быть несколько.

Этот год был чисто теоретическим созданием ученых-астрономов, изучавших путь солнца среди созвездий. Месяцы этого года назывались по созвездиям, к практической жизни отношения не имеющим. Между тем жители пользовались старинными названиями сезонов, прямо свя­занных с земледельческими работами и т. п. Этих сезонов было 18 и они никак в 28-дневные месяцы не укладывались. Мудрецы I реформы решили сохранить народные названия сезонов и не навязывать новых искусственных месяцев. Однако обозначение определенных сезонов по созвездиям все же вошло в обиход.

Далее, этот год не совпадал с традиционным 360-дневным годом, который решили сохранить. Удобнее было не вводить два разных года, а совместить их за счет добавочных «дней без имени», присоединяемых к старому 360-дневному году. Тем самым получалось, что оба года фак­тически сосуществуют; один традиционный, официально, второй, новый, неофициально, как астрономический, нужный для руководства землё- дельческими работами и т. п. Разница состояла в том, что в 360-дневном году счет велся по 260-дневному циклу с перерывом на «дни без имени», а в 364-дневном году счет дней велся непрерывно по числам 28-дневных месяцев, причем все дни были «без имени».

Мудрецы I реформы, очевидно, знали, что фактическая продолжи­тельность солнечного года больше 364 дней. Однако они, по-видимому, считали, что ошибка незначительна. Кроме того, ошибку можно было сбалансировать, добавляя еще один «день без имени».

Введение хронологии

Появление хронологии отражает крупные достижения ученых жре­цов в области счета (или, скажем, математики). Было введено позици­онное написание чисел и понятие нуля. Позиционное написание чисел — явление достаточно редкое в древних цивилизациях. Мудрецы I рефор­мы решили его в оригинальном местном варианте, а именно на основе двадцатичной системы счета. При позиционном написании каждая циф­ра означала единицу в 20 раз больше следующей. Но для хронологии мудрецы I реформы разработали особый способ написания чисел.

В хронологии счет велся годами. Поэтому наименьшая единица оз­начала год (360 дней), следующая — 20 лет (360X20 дней) и т. д. Для полной точности в дате указывалось и количество дней меньше года. Они также записывались по позиционной двадцатичной системе. В ре­зультате прзиционная запись даты делится на две части (хотя это ни­как не отражено при написании). Первая, вторая и третья цифры пока­зывают соответственно количество лет в единицах 1X20X20, 1X20, 1 (т. е. в днях 360X20X20, 360X20, 360). Четвертая и пятая цифры ука­зывают количество дней меньше года в единицах ІХ20, 1. Таким обра­зом, позиционная запись хронологической даты специально приспособ­лена для счета лет, что, конечно, не случайно. Мудрецы интересовались не абстрактным математическим числом дней, а именно числом лет. Это, очевидно, требовалось по исторической традиции.

Нуль, во всяком случае в области счета времени, мудрецы I рефор­мы понимали не как отсутствие количества, а, наоборот, как полноту, завершенность. Такое понимание нуля при счете времени связано с принципом считать только истекшее время. В современном счете време­ни непоследовательно употребляются два разных принципа. У нас нет 0 числа месяца, но есть 0 часов. Мудрецы I реформы считали только по одному принципу — как у нас считаются часы (истекшее время). У них 0 дней означало, что прошло полных двадцать дней, что они и записывали 1.0. В дальнейшем, однако, можно указать примеры, когда знак нуля употребляется в смысле отсутствия количества.

Важно отметить, что этот принцип счета истекшего времени мудрецы I реформы применили последовательно и в таких счетных единицах, где нуль не был введен за отсутствием надобности.

В тринадцатидневке число 13, например, означало, что истекло 13-е число (по-нашему, стало быть, идет 1-е число). Древний 260-дневный земледельческий период начинался в день 1 Имиш[8]. По I реформе этот день следовало именовать 13 Ахав.

Мудрецы I реформы, конечно, исходили из лучших намерений. Ока­залось, однако, что мудрецы других народов Мезоамерики, так сказать, не созрели для этих понятий. В результате нуль все равно никто, кро­ме жрецов майя, не принял, а у жрецов других народов возник ряд не­суразных мифов, к математике отношения не имеющих, но вызванных именно попыткой некоторых мудрецов ввести понятие нуля.

Введение хронологии вполне может рассматриваться как один из при­знаков возникновения государства.

Жизнь племени протекает по сезонному годовому кругу, повторяясь в разных вариациях каждый год. Племя обеспокоено прежде всего обе­спечением своих членов в условиях постоянной угрозы нехватки пищи. Конечно, счет лет может вестись, но обычно нерегулярно, опираясь на памятные даты (например, год великого голода и т. п.). История племени уходит в незапамятные времена. Как эпохи в истории племени часто отмечаются бедствия, вынудившие переселиться из обжи­тых мест.

У государства совершенно иные запросы. Оно имеет более или ме­нее точное начало и гордится этим началом. Высокий взлет экономики, давший возможность образовать государство, рассматривается, вообще говоря справедливо, как начало новой эры после предыдущего прозя­бания и постоянной боязни голода. Впереди представлялись величест­венные свершения — слишком много уже было достигнуто, причем в небывало короткие сроки. Поступь истории становилась стремительной. Поэтому история государства никак не укладывалась в традиционные рамки вечной племенной истории, казавшиеся теперь не величествен­ными, а, наоборот, тускло-монотонными. Представляется неточным свя­зывать потребность в хронологии с властью царя или правителя. Во главе формирующихся государств не обязательно стояли цари с пожиз­ненной властью. Царской власти еще нужно было добиться, преодолев ожесточенное сопротивление старых племенных традиций. История календаря в Мезоамерике как раз и отражает эту упорную борьбу.

Для возникновения государства требуется наличие экономической базы, дающей достаточный прибавочный продукт для содержания ап­парата управления, жречества, войск. Само же управление могло стро­иться по разнообразным принципам. Оно, например, могло быть орга­низовано по компромиссному началу — поочередная власть родов. Сме­на власти должна была происходить, естественно, раз в год. Правите­ли, конечно, стремились удлинить срок правления, да и вообще узур­пировать власть, для чего пускались на всякие ухищрения. Во всяком случае время переизбрания правителя в ранний период существования государства вполне заслуживало названия «роковых дней».

Так или иначе, молодое государство испытывало потребность в хро­нологии и эре. И то и другое мудрецы I реформы обеспечили, причем настолько прочно, что эта эра продолжалась более полутора тысяч лет до испанского завоевания.

Мудрецы I реформы определили, что нулевой день в хронологии приходится на 4 Ахав по 260-дневному циклу. Старинный 260-дневный земледельческий период начинался в день 1 Имиш. Если считать, что период начинался с дождей и посева, то 4 Ахав (160-й день этого перио­да) приходится на время прекращения дождей и начала сезона засухи. При этом заметим, что в 4-е число правил бог солнца. Разумеется, мудре­цы I реформы указали дату по принципу счета истекшего времени (те­кущим был бы день 5 Имиш). Таким образом, нулевой день был приу­рочен, по-видимому, к началу сезона засухи.

Далее возникает вопрос, почему именно мудрецы I реформы отне­сли начальную дату за семь «четырехсотлетий» до начала их эпохи. Прямых сведений об этом не сохранилось, однако можно восстановить ход их рассуждений по легендам, возникшим после II реформы.

Мудрецы I реформы больше заботились о будущем, чем о прошлом. Прошедшую и будущую историю они уложили в рамки полного комп­лекта, т. е. 20 «четырехсотлетий», причем на будущую историю отвели 13 «четырехсотлетий» (священное число). На прошедшую историю ос­талось семь. Отметим, что восьмое «четырехсотлетие» в качестве теку­щего было избрано не без хитрости: всяким восьмым периодом правил бог изобилия и кукурузы, весьма благожелательный к людям.

Текущую эпоху мудрецы I реформы датировали 7.0.0.0.0. Вероятно, в это время имело место какое-то историческое событие, которому при­давали особо важное значение (типа, например, основания города или государственных реформ). Предшествующую историю включили в рам­ки семи «четырехсотлетий». Эта история была основана на племенных легендах, в общем вполне реалистических. Историческая схема, приня­тая мудрецами I реформы, может быть ориентировочно восстановлена приблизительно в следующем виде (принимая округленно «четырех­сотлетие» за 394 года).

  1. 0.0.0.0.0 4 Ахав (3113 г. до н. э.) Исход из некой прародины на севере.
  2. 1.0.0.0.0 3 Ахав (2719 г. до н. э.) Странствия.
  3. 2.0.0.0.0 2 Ахав (2325 г. до н. э.) Приход в Мексику. Пища — жолуди.
  4. 3.0.0.0.0 1 Ахав (1931 г. до н. э.) Бегство от враждебных воинст­венных племен в болотистые местности. Пища — «водная кукуруза», водяная лилия.
  5. 4.0.0.0.0 13 Ахав (1535 г. до н. э.) Пища — «вроде кукурузы» (пред­ки культурной кукурузы).
  6. 5.0.0.0.0 12 Ахав (1143 г. до н. э.) Пища — кукуруза. Переход к земледелию. К этому времени относятся древнейшие «ольмекские» города.
  7. 6.0.0.0.0 11 Ахав (749 г. до н. э.) Пища — кукуруза.
  8. 7.0.0.0.0 10 Ахав (354 г. до н. э.) I реформа календаря.

При этом следует подчеркнуть, что в этой схеме не было никаких космогонических пунктов, вроде сотворения мира. Схема целиком ос­новывалась на этногонических преданиях, вообще говоря, довольно точно отражавших действительный ход истории. Округление всех эпох было неминуемо в силу отсутствия точного счета лет до возникновения календаря.

История племени начиналась с ухода из древней прародины, нахо­дившейся на севере. Майя так и называли север «путь позади», а древ­них предков — «людьми севера». Отметим, что начинать легендарную историю племени с переселения — широко распространенная традиция. Так начинается история племен ица и тутуль-шив в хрониках майя, ис­тория киче в эпосе «Пополь Вух», история астеков, история делаваров в эпосе «Валам Олум» и т. д. Переселение — всем памятный рубеж, с которого началась некая новая эпоха в действительной и, соответствен­но, легендарной истории племени.

Согласно легендам, распространенным в Мезоамерике, предки при­шли из местности, носящей название «7 пещер» (нах. чиком-осток) или «7 ущелий» (киче вукуб-сиван) или «7 покинутых домов» (ст. уук токоб на). По всей видимости, под этими названиями следует понимать не одну определенную местность, где было 7 пещер, или 7 домов, а 7 мест жительства, покинутых по ходу переселения по одному на каждое из 7 исторических «четырехсотлетий» I реформы. Термин на означает не только «дом», но и «место жительства». Токоб на можно понять двоя­ко — разоренный врагами или покинутый самими дом (в смысле «селе­ние»), Майя покидали дома, в которых был погребен умерший. Поэто­му «покинутый дом» может значить и «место, где жили умершие пред­ки». Токоб на по смыслу соответствует русскому выражению «старое пепелище».

Тольтекский переводчик перевел «пещера», вероятно, в связи с тем, что пещера ассоциировалась с древнейшим жилищем, отголоски чего сохранились в языке[9]. Переводчик киче (переводивший с тольтекского) перевел «7 пещер, 7 ущелий», поясняя, что речь идет не о настоящей пещере.

Таким образом, традиционные «7 пещер», по-видимому, являются от­голоском тех семи «четырехсотлетий», на которые разделили легендар­ную историю своих предков мудрецы I реформы.

Отметим, между прочим, что знаменитый юкатанский прорицатель яростно отрицает происхождение астеков от предков, живущих в «7 по­кинутых домах». Для этого были весьма веские основания. Сами астеки считали своей прародиной (т. е. исходным пунктом начала странствий) Астлан («место цапель»), находившийся на острове, где не было ни се­ми пещер, ни семи домов (название «астеки» происходит от этой местно­сти) и который они покинули в 1143 г.

Введение стандартного написания даты

Мудрецы I реформы, естественно, должны были позаботиться о том, чтобы даты по введенной ими системе были по возможности общепонят­ными. Насколько можно судить (надписей времен I реформы почти не со­хранилось), дата писалась в следующем порядке:

  1. Вводный блок.
  2. Число 360-дневных лет и дней, прошедших от начальной даты, за­писанные цифрами, без поясняющих блоков.
  3. Дата 260-дневного цикла (число тринадцатидневки и название дня двадцатидневки).

Хотя прямых доказательств не сохранилось, можно с большим осно­ванием предполагать, что давалось еще название одного из 18 традици­онных общеизвестных сезонов (в дальнейшем эти названия сохранились в виде «покровителей месяцев»). Возможно, стандарт даты выработался не сразу. К эпохе I реформы относятся следующие датированные над­писи[10]:

  1. 7.16.3.2.13. 6 Бен Чиапа де Корсо, стела 2.
  2. 7.16.6.16.18. 6 Хецнаб Трес-Сапотес, стела С. Верхняя часть даты отбита.
  3. 12 Ееб. ... 7.19.15.7.12 ... Эль-Бауль, стела 1. Дата сильно повреж­дена, дата 260-дневного цикла помещена в начале, вводный блок, по- видимому, отсутствует.
  4. 7.?.?.?.? Санта-Маргарита-Коломба, стела 2. Сохранился только вводный блок и первая цифра.
  5. 8.6.2.4.17 8 Кабан Сан-Андрес-Тустла, статуэтка. Дата начинается вводным блоком.

В «ольмекском» городе Серро-де-лас-Месас встречаются даты I ре­формы и в более поздние времена:

стела 6: 9.1.12.14.10 1 Ок

стела 8: 9.4.18.16.8.9 Ламат

I реформа календаря имела огромное значение. Был создан не только достаточно точный солнечный календарь, но и оригинальная хронология с эрой и математический аппарат.

NOTES ON THE MAYA CALENDAR. A GENERAL SURVEY. I.

The history of the development of the Maya calendar is set forth in the article. The Sun calendar seems to have come into being at the end of the Second millenium В. C.; it was reformed several times. As a result of the first reform a 364-day year and chro­nology was introduced.


 

II[11]

Вторая реформа календаря

II реформа вполне может быть названа «великой», если не по науч­ным достижениям, то во всяком случае — по последствиям. Народы Ме- соамерики приняли календарь в основном в варианте II реформы. Она относится ко времени примерно 8.7.0.0.0 (179 г. н. э.).

Основной задачей II реформы было преобразовать календарно-хро­нологическую систему так, чтобы открыть возможности, так сказать, ле­гального продления срока власти правителя, со ссылкой на то, что имен­но так происходит у богов. II реформа неразрывно связана с новыми тео­логическими концепциями. Кроме того, конечно, имелось в виду даль­нейшее улучшение календаря.

Сущность II реформы сводилась к приведенным ниже девяти момен­там.

1. Сохранение ставшего традиционным 260 - днев­ного цикла для непрерывного счета и датировки дней.

2. Введение девятидневки. Появление в календаре девяти- дневки отражает изменение космографических представлений. Старин­ная тринадцатидневка была связана с представлением о 13 сферах, каждой из которых правит определенный бог. Число 13 было взято по количеству «домов солнца» (созвездий зодиакального пояса). Само представление о сферах связано с астрономическими наблюдениями. Когда выяснилось, что Солнце, Луна и кометы не двигаются вместе с остальными звездами, а имеют собственный путь, возникло представле­ние о множестве небес — небо Луны, небо Солнца, небо звезд, небо пла­неты Венера, небо комет. К ним добавили еще подземный мир, или пре­исподнюю, область старого бога вулканического огня, который в Мекси­ке часто напоминал о себе, а также небо ураганов и т. п., доведя общее количество сфер до 13, в порядке мировой гармонии. 13 сфер, по-види­мому, были утверждены мудрецами I реформы.

Мудрецы-авторы II реформы сохранили 13 сфер, но только для неба, а преисподнюю разделили на 9 сфер или подземных миров. Основанием для этого были, очевидно, в общем правильные соображения, что если Луна, Солнце и прочее имеют свои надземные сферы, то у них должны быть и свои подземные сферы, во избежание столкновения. У каждой подземной сферы или подземного мира был, конечно, свой бог-хозяин (следует отметить, что мудрецы II реформы новых богов не выдумыва­ли, а распределили по девяти подземным мирам уже имевшихся). В ка­честве владык подземных миров эти боги были и владыками ночи, при­чем правили поочередно, так что вопрос о девятидневке (или, точнее, девятиночной неделе) был совершенно ясен. Требовалось только опре­делить, какой из девяти ночей соответствует начальная дата 260-днев­ного цикла — 4 Ахав. Этот вопрос был решен сугубо формально — раз четвертым днем тринадцатидневки правит бог солнца, то этому дню со­ответствует ночь подземного солнца.

Сама ночь была также поделена между девятью богами (а день меж­ду 13). Подразделение суток, очевидно, требовалось для различных нужд, в том числе военных. Ночью в качестве указателя времени исполь­зовались приметные созвездия, например Плеяды.

3. Упорядочение лунного календаря. Поскольку насе­ление, судя по всему, продолжало придерживаться древнего лунного ка­лендаря для ориентировочного счета времени, что было очень удобно делать по фазам Луны, мудрецы II реформы решили ввести дату по лун­ному календарю, не внося в него, по-видимому, существенных измене­ний. В лунном календаре понятие года не существовало, а различались полугода (в общем соответствовавшие различению двух сезонов — дож­дя и засухи). Мудрецы II реформы сохранили это деление на полугода, округлив каждый до шести лунных месяцев. День месяца обозначался числом. Месяцы имели местные названия, а кроме того, для ясности им- придали порядковый номер в полугоде.

4. Введение 18-месячного года. Вопрос о месяцах солнеч­ного года, которым мудрецы интересовались куда больше, чем лунным, не был удовлетворительно решен до II реформы. Зодиакальные 28-днев­ные месяцы, по-видимому, не пользовались популярностью. Действи­тельно, они не совмещались их с лунными месяцами, ни с традиционны­ми сезонами.

Мудрецы II реформы решили этот вопрос в традиционном духе — сохранили общепринятое деление на сезоны, но уравняли их продолжи­тельность, округлив до 20 дней. 360-дневныи год оказался разделенным на 18 двадцатидневных «месяцев», совмещенных со старинными сезона­ми. Такой порядок был весьма удобен не только потому, что сохраня­лись общепринятые названия сезонов, но также и потому, что продолжи­тельность нового месяца совпадала со старинной двадцаткой дней 260­дневного цикла.

Ко времени II реформы древние названия сезонов успели смениться. Новые, существовавшие во время II реформы названия сезонов и были утверждены мудрецами в качестве названий новых месяцев. Они полу­чили распространение во всех городах майя. Однако чтобы не нарушать традицию, мудрецы II реформы решили, что в дате следует писать и древние, устаревшие названия сезонов, согласовав их с названиями но­вых месяцев. Эти древние названия, вероятно, напоминали о давно ми­нувших временах, великих предках и придавали дате особую торжест­венность. Для названий древних сезонов сохранили, по-видимому, и тр а­диционное место в начале даты, но для придания дате более красиво- стандартного вида их стали вписывать в середину вводного блока.

Названия месяцев, принятые мудрецами II реформы, в дальнейшем видоизменялись соответственно местным условиям. Древние названия сезонов окостенели в виде исторической реликвии. Народы, у которых получил распространение календарь II реформы, дали, конечно, 18 се­зонам свои названия, соответствующие местным условиям.

5. Введение 365-дневного года. Мудрецы II реформы знали, что точная продолжительность солнечного года равна 365 дням, если считать в целых сутках, без дробей. Поэтому они решили заменить 364-­дневный год 365-дневным. При этом количество «зловещих дней» воз­росло с 4 до 5, и в пантеоне майя оказалось два бога «зловещих дней»: четырех — по традиции и пяти — по II реформе.

Очень важным новшеством II реформы было включение пяти доба­вочных дней в 260-дневный цикл. Тем самым они перестали быть «днями без имени» (оставшись «зловещими»), и счет дней в 365-дневном году велся непрерывно. Следствием этого новшества было возникновение 52­летнего цикла.

6. Введение 52-летнего цикла. 52-летний цикл, собственно, не был введен, а явился естественным результатом включения пяти «зло­вещих дней» в 260-дневный цикл. Однако нет сомнения, что включая пять добавочных дней, мудрецы II реформы имели в виду именно соз­дание 52-летнего цикла, состоящего в свою очередь из 134-легних циклов и из 413-летних.

Дело в том, что 365X52 = 260X73=18 980 дней, т. е. 52 года (18 980 дней) являются наименьшим общим кратным 260 и 365. Дата 260-дневного цикла и 365-дневного года повторяется вместе через 52 го­да, что вполне достаточно для датирования события в пределах жизни поколения.

Если не учитывать тринадцатидневку, а только двадцатидневку, то название дня и дата 365-дневного года будут повторяться каждые четы­ре года, что и дает 4-летний цикл. Если, наоборот, учитывать тринадца­тидневку и не учитывать двадцатидневку, то число тринадцатидневки и дата 365-дневного года будут повторяться через 13 лет, что и дает 13­летний цикл.

52-летний цикл был задуман, несомненно, как некое орудие полити­ческой борьбы. В самом деле, получалось, что 13 небесных богов пра­вят теперь по четыре года каждый. Отсюда весьма легко было сделать вывод, что земной владыка также должен править бессменно четыре года, чтобы все было, как у богов. Короче говоря, открывались широкие возможности для жреческой пропаганды в пользу продления срока вла­сти должностных лиц. На сходных основаниях можно было добиваться и 13-летней и даже 52-летней власти, что, по-видимому, и делалось, ра­зумеется, не считая прямой узурпации власти с помощью военной силы. Однако и узурпатор нуждался для успокоения умов в некоторой божест­венной санкции.

7. Установление дня нового года. Казалось бы, мудре­цам II реформы вообще не было надобности пересматривать вопрос о начале года. Трудность, однако, состояла в том, что они ни в коем слу­чае не желали прерывать традицию и менять хронологию I реформы.

В настоящее время не вполне ясно, к чему было приурочено начало года по II реформе. В 1553 г. ноеый год приходился на 26 июля (16 июля по юлианскому календарю), но к этому времени он, по-видимому, сме­стился. Возможно, первоначально новый год приходился на осеннее рав­ноденствие и начало сезона засухи (счет 28-дневных зодиакальных меся­цев 364-дневного года I реформы начинался, по-зидимому, с весеннего равноденствия).

Так или иначе, установив день нового года, мудрецы II реформы дол­жны были согласовать его с начальной датой I реформы 4 Ахав. По под­счетам оказалось, что начальная дата приходится на 8 число последнего (18-го) месяца Кумху, т. е. наступает на 12 дней раньше нового года (3 Ееб), если не считать добавочных «дней без имени» (как полагалось по I реформе), или на 17 дней раньше нового года (18 Каб-ан), если считать добавочные дни (как было установлено II реформой).

Мудрецы II реформы, как указывалось раньше, включили 5 добавоч­ных дней в 260-дневный цикл, поэтому днями, с которых мог начинаться новый год, оказались Каб-ан, Ик, Ман-ик, Ееб.

8. Введение циклической хронологии. Мудрецы II ре­формы отнюдь не собирались отменять хронологию I реформы. Но им было необходимо связать прошедшую и будущую историю с 52-летним циклом, коль скоро он имел очень важное политическое значение.

Сделать это не составляло особого труда. Всю легендарную истори­ческую эпоху, т. е. 7 «четырехсотлетий», можно было включить в один цикл циклов, т. е. 52x52 = 2704 года (365-дневных, конечно), и считать, что идет второй цикл циклов. Получалась, однако, небольшая неувязка, а именно, между 0.0.0.0.0 (3113 г. до ,н. э.) и 7.0.0.0.0.0 (354 г. до н. э.) прошло 2759 лет, т. е. больше, чем цикл циклов. Мудрецы II реформы до­бавили еще один цикл и получили 2704 + 52 = 2756 лет, т. е. почти точно сбалансировали расхождение. Эта добавка имела еще и то преиму­щество, что теперь все четыре подразделения цикла циклов начинались с одного и того же числа тринадцатипятидневки, что, конечно, придава­ло всей системе некоторую стройность.

Далее возникал вопрос, когда, собственно, начинается 52-летний цикл и соответственно цикл циклов. Так как смена власти по традиции проис­ходила под новый год, то начало 52-летнего цикла (когда начинал пра­вить очередной бог) следовало отнести не к исходной дате 4 Ахав 8 Кумху, а к новому году. Это можно было сделать двояко — по I реформе (пропуская «дни без имени»), отнеся новый год к 0.0.0.0.12 3 Ееб, и по II реформе (добавляя 5 дней), отнеся новый год к 0.0.0.0.17 8 Каб-ан.

Подразделения цикла циклов следовало совместить с легендарными эпохами, различавшимися прежде всего видами пищи. Получалось изве­стное несоответствие — эпохи «водяной кукурузы» и пищи «вроде куку­рузы», подогнанные под «четырехсотлетия» I реформы, были значительно короче четверти цикла циклов. Тогда мудрецы II реформы разделили третью четверть цикла циклов примерно пополам. В результате хроно­логическая схема приобрела следующий предполагаемый вид (в скобках указано начало года по I реформе).

1. 3113 г. до н. э. 8 Каб-ан (3 Ееб)

52X13+13 = 689 лет. Исход из некой прародины.

2. 2424 г. до н. э. 8 Ик (3 Каб-ан)

52X13+13 = 689 лет. Приход в Мексику. Пища — жолуди.

3. 1735 г. до н. э. 8 Ман-ик (3 Ик)

52X6+6 = 318 лет. Пища — водная кукуруза.

4. 1417 г. до н. э. 1 Каб-ан (9 Ееб)

52X7 + 7 = 371 год. Пища — «вроде кукурузы».

5. 1046 г. до н. э. 8 Ееб (Ман-ик)

52X13+13 = 689 лет. Пища — кукуруза.

1. 357 г. до н. э. 8 Каб-ан (3 Ееб) новый цикл циклов.

9. Введение стандартного написания даты. Мудрецы II реформы, следуя, как обычно, традиции, не изменили стандарт даты, принятой по I реформе, но внесли много дополнений. В результате дата приняла «классический» громоздкий вид. Дополнения имели целью мак­симально пояснить, какой именно день имеется в виду. Дата начиналась вводным блоком, в середину которого теперь стали вписывать древние названия сезонов, согласованные с 18 месяцами. Далее шла запись коли­чества 360-дневных лет и дней, прошедших от начальной даты. В отли­чие от стандарта I реформы, по которому записывалось просто число по­зиционным способом, по стандарту II реформы после каждой цифры стали для ясности писать и название счетных единиц: «четырехсотлетие», «двадцатилетие», «год», «двадцатка», «день». Затем, как и раньше, шла дата 260-дневного цикла, а потом уже новые компоненты — день девяти- дневки, лунная дата и, наконец, последней — дата по новому 365-дневно­му году, т. е. число и название одного из 18 месяцев или 5 добавочных дней. В таком виде дата майя продержалась до конца классического пе­риода.

Третья реформа календаря

III реформа произошла вскоре после II реформы, вероятно, около 8 15.0.0.0 (337 г. н. э.). Местом ее введения был один из городов майя, возможно Вашактун или Тикаль. III реформа не была связана с введением в календарь новых астрономических данных. Она целиком связа­на с борьбой за власть и, по-видимому, отражает ее заключительный этап. III реформа не получила распространения нигде, кроме городов майя, .но зато е них ей следовали до испанского завоевания.

По-видимому, 4-летний срок правления, установленный II реформой, решительно не устраивал домогавшихся более долгой власти правите­лей. Попытки использовать для пропаганды в пользу продления срока власти 52-летний цикл у майя (в отличие от тольтеков) успеха не имели.

Существо III реформы состояло в том, что в качестве основной хроно­логической единицы было принято «двадцатилетие» (т. е. 20 старинных 360-дневных лет). Счет «двадцатилетий» велся от начальной даты 4 Ахав и все «двадцатилетия» начинались со дня Ахав, но с разных чисел три- надцатидневки. 13 «двадцатилетий» составляют «260-летний» цикл, по­сле чего повторяется одноименное «двадцатилетие» («круг двадцатиле­тий»), В течение каждого «двадцатилетия» правил один из 13 небесных богов (соответственно числу тринадцатидневки), что создавало солид­ную идеологическую базу для обоснования такого же срока правления у его земного коллеги.

По III реформе «двадцатилетие», по аналогии с четырехлетним цик­лом, подразделялось на четыре части. Каждым «пятилетием» правил определенный бог. По-видимому, эти «пятилетия» нужны были чисто в пропагандистских целях. Реальной смены власти у земных правителей уже не происходило. Такая смена власти осталась только у богов. Пра­витель получал от очередного бога официальное право на власть в тече­ние следующего периода. На многочисленных стелах в честь «пятиле­тий» и «двадцатилетий» проводится идея о том, что земной владыка по­лучил от соответствующего бога право на очередной срок правления, т. е. что «несть власти, аще не от бога». Стелы воздвигались, очевидно, с внушительной церемонией.

III реформа явно умышленно носила характер реставрации — возвра­щения к старинному 360-дневному году при исчислении срока правления. Очевидно, в борьбе за власть широко использовались ссылки на истори­ческие прецеденты, конечно, подтасованные. Так, имеются надписи с яко­бы древними датами, записанными в духе III реформы.

III реформа имела теологический характер (без всякого отношения к астрономии) и соответствовала социальному заказу правителей. В ка­лендарно-хронологическую систему она не внесла ничего, кроме пута­ницы. В самом деле, «двадцатилетия» и «пятилетия» перемещались по всему 365-дневному году.

Порядок, установленный III реформой, сохранился (с разными вари­ациями) вплоть до гибели городов майя. «Двадцатилетие» стало основ­ной хронологической единицей в истории. В сохранившихся отрывках хроник майя события сгруппированы по «двадцатилетиям» (иногда ука­зан и 360-дневный «год»).

Исторические сведения широко использовались для жреческой про­паганды. Теоретически предполагалось, что в наступающем «двадцати­летии» повторятся примерно такие же события, как и в одноименное «двадцатилетие», когда правил тот же бог (бывшее 260, 260X2 и т. д. «лет» назад). Это давало отличную возможность, ссылаясь на прецеден­ты (причем, конечно, из них отбирались соответствующие нуждам мо­мента), предсказывать близкие события или оправдывать уже случив­шиеся. Например, накануне испанского завоевания некоторые жрецы доказывали неминуемость астекского вторжения. После испанского за­воевания появились пророчества, указывавшие его неминуемость, а так­же неминуемость смены религии, что весьма понравилось францискан­ским миссионерам.

Порядок написания даты по III реформе не изменился. К дате стали добавлять еще ссылку на «пятилетие». В дальнейшем, впрочем, появи­лись даты исключительно в духе III реформы — указывалось только «двадцатилетие» и «год». Такой способ датировки внес много путаницы в исследование календаря майя. Только в результате долгих усилий уда­лось установить положение «двадцатилетий» в хронологии I реформы (расхождение между мнениями специалистов составляло «260-летний» цикл, когда повторяется одноименное «двадцатилетие»).

Четвертая реформа календаря

IV реформа, в отличие от III реформы, имела астрономический ха­рактер и касалась только лунного календаря. Хотя по II реформе был введен общий стандарт написания лунной даты, города майя пользова­лись разными лунными календарями, так как не было общепринятой точки отсчета. Нужно было определить, на какое число лунного месяца приходится начальная дата 4 Ахав 8 Кумху, а для этого требовалось определить точную продолжительность лунного месяца. Собственно, такие попытки делались в разных городах, но местные реформы не полу­чали всеобщего признания.

IV реформа имела место около 9.12.15.0.0 (687 г.). Согласно этой ре­форме, вводился единый лунный календарь[12] и тем самым упорядочива­лось последнее нестандартное звено в классической дате майя. Началь­ная дата 4 Ахав 8 Кумху была определена как 22 число VI лунного месяца. При этом использовался расчетный интервал: 12.4.0=149 лун­ным месяцам (т. е. продолжительность лунного месяца была определена в 29,53020 дня).

Вероятно, жрецы обосновывали необходимость реформы важностью ее для целей предсказания. В некоторых городах, наряду с датой по еди­ному лунному календарю, продолжали писать дату по местному лунно­му календарю. Единый лунный календарь продержался около 70— 100 лет. Затем многие города вернулись к прежнему лунному календа­рю, очевидно, более популярному.

Местные реформы календаря

Помимо этих четырех всеобщих реформ календаря, мудрецы отдель­ных городов проводили частные реформы и вносили в календарно-хро­нологическую систему свои уточнения.

В Копане пользовались лунным календарем, принятым по IV рефор­ме, еще раньше 9.12.15.0.0. В Паленке до этой реформы употреблялся лунный календарь, основанный на более точных расчетах. Мудрецы Па­ленке приняли расчетный интервал: 6.11.12 = 81 лунному месяцу и опре­делили, что 4 Ахав 8 Кумху приходится на 24 число VI лунного месяца. При этом мудрецы в Копане ошибались на 18 дней, а в Паленке — на 12—13 дней, что в сумме составило около 31 дня:

9.12.10.0.0.22. II,    46 934 лунных месяца после 4 Ахав 8 Кумху, 24.VI (расчет в Паленке);

9.12.10.0.0.22.III,     46 935 лунных месяцев после 4 Ахав 8 Кумху, 11.VI (расчет в Копане).

Таким образом, продолжительность лунного месяца была вычислена со следующей точностью:

Паленке: 29,53086

фактически: 29,53059

Копан: 29,53020

Уже в 9.16.5.0.0 (756 г.) мудрецы Копана ввели у себя новый лунный календарь. На этот раз речь шла о том, чтобы вести счет с затмений.

В некоторых городах делались попытки уточнить продолжительность (тропического) солнечного года. Мудрецы в Копане (стела А) опре­делили, что 19.5.0 составляет 235 лунных месяцев и 19 истинных солнеч­ных лет (тем самым продолжительность солнечного года была определе­на в 365. 2420 дня; в григорианском календаре принято 365, 2425, факти­чески 365, 2422). Далее, они определили, что к 9.16.12.7.18 8 Хец-наб 11 Йаш официальный год II реформы отстал от истинного, считая с на­чальной даты 4 Ахав 8 Кумху, на 938 дней. За 3876 лет истинный год опе­редил официальный дважды на 365 дней (1507 лет) и еше на 208 дней (интервал между 8 Кумху и 11 Йаш составляет 208 дней). Расчет со­стоял в том, что бралось число лет кратное 19 и приравнивалось к лун­ным месяцам, в данном случае 204X19 = 3876 истинных лет = 47940 лунных месяцев, что составляет по копанскому расчету продолжитель­ность месяца 9.16.12.7.18.

19.5.0 = 235 лунных месяцев — это так называемый метонический цикл в астрономии (повторяются комбинации Солнца и Луны). Вычис­ление точной продолжительности солнечного года требовалось для вве­дения поправки в 365-дневный год.

В календарь и хронологию вносились уточнения и иного свойст­ва. Рамки хронологии I реформы стали тесными. В ряде юродов хроно­логию удлинили, прибавив еще три счетные единицы сверх «четырехсот­летия» (т. е. 400X40 = 8000; 8000X20=160 000; 160 000x20 = 3 200 000).

Согласно надписи на стеле 10 в Тикале, бывшая начальная дата за­няла следующее положение:

1.11.19.0.0.0.0.0. 4 Ахав 8 Кумху.

При этом новая начальная дата изрядно отодвинулась[13]: 0.0.0.0.0.0.0.0 5 Ахав 8 Йаш-кин (5.041.738 г. до н. э.). Дата 8 Йаш-к’ин 5 Ахав (напи­санная именно в таком порядке) есть на стеле 16 в Копане. В Паленке (Храм надписей) встречается дата 10 Ахав 13 Йаш-к’ин, соответствую­щая 1.12.0.0.0.0.0.0, т. е. на 8000 «лет» позже начальной даты 4 Ахав 8 Кумху.

Такая сверхдлинная хронология, по-видимому, была принята не во всех городах майя. Например, согласно стеле С в Киригуа, до 0.0.0.0.0 4 Ахав 8 Кумху прошло 13 «четырехсотлетий».

Выход далеко за рамки хронологии I реформы свидетельствует о развитии космогонических и эсхатологических представлений, намечен­ных еще I реформой (13 предстоящих «четырехсотлетий») и продолженные в циклической хронологии II реформы.

NOTES ON THE MAYA CALENDAR. A GENERAL SURVEY. II.

The present article is the second part of the article on the historical evolution of the Maya calendar, which was published in «Sovetskaya Etnografía», 1971, № 2. That article dealt with the establishment of a Sun calendar at the end of the 2-nd Milleni­um В. C. The calendar underwent several reforms. As a result of the first reform a 364- day year and a chronology were introduced. The second reform introduced a 365-day year and a 52-year cycle. In a variant of the second reform the calendar became wides­pread in Mesoamerica and was retained up to the Spanish conquest.

The essence of the third reform (about 337 A. D.) was the introduction of the «twenty-year period» (i. e. a period of 20 ancient years of 360 days each) as the main chronological unit. The third reform bore a theological character; it had no relation to astronomy and was conceived in the interests of the rulers.

The fourth reform (about 687 A. D.) was based on astronomy. A universal lunar calendar was introduced. This functioned for 70—100 years.

Besides the 4 general reforms, local calendar reforms were carried out in certain cities (Copan, Palenque).


Источники:

для I - журна­л «Советская этнография», № 2, 1971 г. Институт этнографии АН СССР

для II - журна­л «Советская этнография», № 3, 1971 г. Институт этнографии АН СССР



[1] Этой статьей редакция начинает публикацию цикла статей, посвященных одной из сложнейших проблем американистики — календарю майя.

[2] В настоящей статье не излагаются пути изучения календаря майя. См. Ю. В. Кнорозов, Письменность древних майя, М.— Л., 1963, 249—262.

[3] Эти обозначения обычно считаются чтением древних знаков, хотя в действитель­ности с чтением не связаны.

[4] Названия даются по общепринятой системе обозначений. Вопрос о чтении соот­ветствующих блоков будет рассмотрен особо.

[5] Ю. В. Кнорозов, Указ. раб., табл. 57.

[6] Как показал Б. А. Рыбаков, древнеславянский календарь, оттиснутый на кувшине IV в. из с. Ромашка Киевской области, охватывает 96 дней, от 2 мая до 7 августа, т. е. период от посева до созревания яровой пшеницы и ячменя (см.: Б. А. Рыба­ков, Календарь древних славян, «Наука и человечество», М., 1962, стр. 95—105)

[7] Обычай запирать беременных женщин и детей в «несчастливые дни» последнего года 52-летнего цикла сохранялся у астеков (Дж. В а й я н, История ацтеков, М., 1949, стр. 143).

[8]  Традиционный земледельческий трехдневный обряд, связанный с посевом, начи­нается в день Имиш (текущий), а не в день Ахав, как полагалось бы по I реформе. Этот обряд изображен на известном сосуде из Ратинлиншуля (Д. де Ланда, Сооб­щение о делах в Юкатане, М.— Л., 1955, табл. XXII).

[9] «Пещера» в смысле «место жительства», «долина» встречается и в других языках, например у тюрков.

[10] М. D. Сое, Cycle 7 Monuments in Middle America: A Reconsideration, «American Anthropologist», 1957, vol. 59, p. 4.

[11] Первая статья Ю. В. Кнорозова о календаре майя опубликована в № 2 журна­ла «Сов. этнография» за 1971 г.

[12] J. Е. Теер1е, Maya Astronomy, Washington, 1930.

[13] H. Beyer, The True Zero Date of the Maya, «Maya Research», 1936, VIII, 2