Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Находки 2016 года в Петене

Стюфляев Максим
:::
Статьи и материалы
:::
майя

(українською мовою)

В конце сентября в англоязычных и испаноязычных СМИ появились сообщения о важных археологических открытиях в ряде городищ, расположенных на территории современного департамента Петен (Гватемала). Петен – это колыбель и ядро цивилизации майя классического периода, в VI-VIII веках там боролись за власть и господство самые могущественные династии. Вот почему находки оттуда сразу же привлекают особое внимание. На этот раз о своих новых открытиях мировую общественность синхронно проинформировали археологи из двух проектов, ведущих в настоящее время раскопки в джунглях Гватемалы: Регионального археологического проекта Ла-Короны и Археологического проекта Хольмуля.[i]

Хольмуль около 800 года. Реконструкция Х. Гонсалеса

Хольмуль около 800 года. Реконструкция Х. Гонсалеса

Городище Хольмуль («Пять холмов») располагается в Северо-Восточном Петене, примечательно, что впоследствии в его честь так назвали и протекающую поблизости реку. Археологический проект под руководством Ф. Эстрада-Белли стартовал в 2000 году и проводит раскопки не только в Хольмуле, но и в прилегающих к нему городищах (Сивале, Вицне и других). За время работы проекта наибольший резонанс среди широкой публики вызвали открытия фресок в Ла-Суфрикайе и замечательного скульптурного фриза в Хольмуле. Главным же событием нынешнего сезона стало исследование двух хольмульских царских погребений, счастливо избежавших разграбления черными археологами. Специалисты приблизительно датируют их 650-700 годами нашей эры, то есть временем расцвета культуры майя классического периода. Первое погребение – это сводчатая камера, встроенная в пирамиду («Сооружение A»), возведенную над более древней постройкой V века. Внутри усыпальницы археологи обнаружили скелет особы среднего возраста, зубы которой, в соответствии с обычаями майяской знати, были инкрустированы жадеитом. Погребальный инвентарь включал изделия из жадеита, обсидиана, керамики и морских раковин, одна раковина даже использовалась в качестве чернильницы для письма. Особо стоит упомянуть покрытую иероглифическим текстом резную кость – чрезвычайно редкую находку. Похожие резные кости археологи в ХХ веке обнаружили в «Погребении 116» в Тикале, принадлежавшем Хасав-Чан-К’авиилю І. К сожалению, текст на кости из Хольмуля очень пострадал от эрозии и его сложно прочесть. Поскольку погребение располагается неподалеку от вышеупомянутого скульптурного фриза, в надписи на котором перечислены по именам пять царей Хольмуля, соблазнительно отождествить одного из них с хозяином гробницы. Впрочем, как отмечает Ф. Эстрада-Белли, хронология не дает оснований для проведения таких параллелей. Дата на фризе не сохранилась, но считается, что он был завершен около 593 года, то есть примерно за 50-100 лет до смерти персонажа из нового погребения.[ii]

Находки из погребения в «Сооружении A» (фото Ф. Эстрада-Белли)

Находки из погребения в «Сооружении A» (фото Ф. Эстрада-Белли)

1. Общий вид погребения в момент открытия.

2. Фрагмент жадеитовой пекторали с изображением правителя.

3. Раковина, ставшая чернильницей для письма, фрагмент резной кости с неразборчивой иероглифической надписью и другие артефакты из кости.

4. Резная кость крупным планом.

5. Керамика, украшенная псевдоиероглифами.

Вторую гробницу нашли в отдельной пирамиде («Сооружении D»), две ее камеры, вероятно, изначально использовали в качестве дворцовых комнат, а уже впоследствии превратили в погребения. В ней также обнаружили останки человека среднего возраста, а кроме того большую каменную скамью и подношения керамики, костей и жадеита. Особую ценность представляет уникальная жадеитовая подвеска, на которой вырезана иероглифическая надпись. По словам официального эпиграфиста проекта, доцента на кафедре антропологии Университета Алабамы А. Токовинина, этот текст свидетельствует о том, что украшение, возможно, принадлежало «Священному Канульскому Владыке» Йукноом-Ти’-Чану. Вероятнее всего, это тот самый правитель, который прежде был известен по единственному упоминанию под 619 годом в неясном контексте на стеле из Караколя.[iii] Токовинин подчеркивает, что это первая находка артефакта из жадеита с именем канульского царя. В VI-VII веках царство канульских владык было самым могущественным в мире майя,[iv] они распространили свое влияние на значительную территорию, превратив многих других правителей в послушных вассалов. Хольмуль не стал исключением, в надписи на фризе местный царь К’инич-Тахаль-Туун назван подчиненным владыкой канульского владыки.[v] Логично поэтому предположить, что подвеска Йукноом-Ти’-Чана попала в Хольмуль как ценный дар от сюзерена преданному вассалу. Следовательно, эта находка весьма важна с точки зрения понимания внутренней структуры и отношений иерархии внутри широкого альянса, возглавляемого канульскими царями.

Находки из погребения в «Сооружении D» (фото Ф. Эстрада-Белли)

Находки из погребения в «Сооружении D» (фото Ф. Эстрада-Белли)

1. Общий вид передней камеры погребения в момент открытия.

2. Позднеклассическая цилиндрическая ваза, украшенная псевдоиероглифами и изображением божества.

3. Жадеитовая пектораль с изображением правителя и жадеитовая ушная вставка, на которой показано деление по сторонам света.

4. Позднеклассическая тарелка, украшенная псевдоиероглифами и изображением божества.

Жадеитовая подвеска из погребения в «Сооружении D», принадлежавшая «Священному Канульскому Владыке» Йукноом-Ти’-Чану. Фото Ф. Эстрада-Белли. Иероглифическая надпись на жадеитовой подвеске. Транскрипция, транслитерация и перевод текста А. Токовинина

Жадеитовая подвеска из погребения в «Сооружении D», принадлежавшая «Священному Канульскому Владыке» Йукноом-Ти’-Чану. Фото Ф. Эстрада-Белли. Иероглифическая надпись на жадеитовой подвеске. Транскрипция, транслитерация и перевод текста А. Токовинина

Значимые открытия ожидали команду Археологического проекта Хольмуля также в Вицне – городище, расположенном севернее. Там были обнаружены руины дворцов и погребений, опустошенных мародерами. Один монумент грабители, к счастью, не повредили. На этой стеле А. Токовинину удалось идентифицировать «эмблемный иероглиф», то есть титул царской династии. Он уже был ранее известен из надписей, однако до сих пор исследователи не могли связать его с руинами какого-то конкретного городища. Таким образом, новая стела из Вицны, вероятно, позволит заполнить одно из «белых пятен» в политической истории и политической географии майя классического периода.

Сакникте’ (Ла-Корона) около 750 года. Реконструкция Х. Гонсалеса

Сакникте’ (Ла-Корона) около 750 года. Реконструкция Х. Гонсалеса

Городище Ла-Корона ученые открыли сравнительно недавно, в 1997 году, но оно уже хорошо известно всем, кто интересуется историей и культурой древних майя, в частности и читателям сайта «Мир индейцев». Ла-Корона не выделяется впечатляющей монументальной архитектурой, зато, как отмечает Д. Беляев, местный корпус иероглифических текстов уже сегодня является одним из крупнейших в Петене. Важно и то, что памятники из этого городища хорошо сохранились, надписи на них обычно достаточно разборчивые. Не удивительно поэтому, что с началом работы Регионального археологического проекта находки в Ла-Короне часто привлекают внимание СМИ, о них сообщают в новостях. В этом году местный корпус снова пополнился двумя новыми монументами. Первый – целая настенная панель, которая хорошо сохранилась (на ней даже видны следы красной краски). На этом монументе можно увидеть традиционное для искусства майя классического периода изображение правителя со скипетром в виде фигурки бога К’авииля в правой руке и круглым щитом в левой. Справа от царя стоит карлик с погремушками в руках, а слева – еще один персонаж маленького роста, по предположению Д. Беляева горбун. Из иероглифического текста следует, что на панели изображен сак вахйис, то есть правитель Ла-Короны Чакав-Наахб-Чаан (658-667), исполняющий ритуальный танец. Танцы являлись важным элементом церемоний в Сакникте’ (древнее название Ла-Короны) и часто увековечивались на монументах, следовательно, новая находка вполне соответствует местным традициям.[vi]

Новая панель из Ла-Короны с изображением танцующего Чакав-Наахб-Чаана. Фото Максима Ламоро-Сен-Илэра и Мэри Кейт Келли

Новая панель из Ла-Короны с изображением танцующего Чакав-Наахб-Чаана. Фото Максима Ламоро-Сен-Илэра и Мэри Кейт Келли

Второй монумент – это явно обломок от большего памятника, на нем присутствует только иероглифическая надпись без изображений. Полный эпиграфический анализ текста в настоящее время еще не опубликован, но в эксклюзивном комментарии для сайта «Мир индейцев» украинский эпиграфист, кандидат исторических наук Ю. Полюхович пояснил, что в нем сообщается о смерти персонажа по имени Хо’-Йатик, происходившего из местности Наахкума’, упомянутой также на стелах из Калакмуля. Смерть настигла его в местности Хо’наахб, то есть «месте пяти озер». Дата события сохранилась лишь частично, но, вероятно, соответствует дню 9.8.19.16.19, 8 Кавак 2 Сип (21 апреля 613 года), такая реконструкция подтверждается последующим интервальным числом, ведущим к окончанию двадцатилетия 9.9.0.0.0, 3 Ахав 3 Соц’ (12 мая 613 года). Новый монумент может быть интерпретирован как очередное свидетельство тесных контактов между династиями Сакникте’ и Кануля, ведь город Чиикнаахб (Калакмуль) являлся поздней столицей этого могущественного царства.

Новая панель из Ла-Короны с сообщением о смерти некоего Хо’-Йатика. Фото Максима Ламоро-Сен-Илэра и Мэри Кейт Келли

Новая панель из Ла-Короны с сообщением о смерти некоего Хо’-Йатика. Фото М. Ламоро-Сен-Илэра и М. Кейт Келли

Помимо Ла-Короны последний полевой сезон регионального проекта ознаменовался также важными открытиями в Эль-Ачиотале – небольшом городище, расположенном в 20 км на восток. В прошлом году там нашли раннеклассическую стелу, а на этот раз археологи проводили раскопки в крупнейшей пирамиде городища, достигающей более 20 м в высоту и приблизительно датируемой I веком до нашей эры. Внутри сооружения была обнаружена большая штуковая маска, имеющая около 2 м в высоту, на которой сохранились оригинальные полихромные росписи. По мнению исследователей, это изображение так называемого «Верховного Птичьего Божества» - важного персонажа в мифологии древних майя и других культур Южной Мезоамерики, тесно связанного с идеологией царской власти.[vii] Подобные скульптуры известны и в других доклассических центрах майя. Как отмечает заместитель директора Регионального археологического проекта Ла-Короны М. Кануто, более половины храма еще не раскопано. Это означает, что можно ждать новых интересных находок из Эль-Ачиоталя.

Штуковая маска из Эль-Ачиоталя с изображением «Верховного Птичьего Божества». Фото Эрнесто Арредондо

Штуковая маска из Эль-Ачиоталя с изображением «Верховного Птичьего Божества». Фото Э. Арредондо

Как видим, интенсивные археологические работы в Петене продолжаются, каждый новый полевой сезон приносит важные открытия, углубляющие и уточняющие наше понимание истории цивилизации майя. Трудно поэтому не согласиться с мыслью, которую любит повторять Ю. Полюхович: золотая эра исследований в майянистике еще только начинается.

Сайт «Мир индейцев» сердечно благодарит А. Токовинина и Ю. Полюховича за эксклюзивные комментарии и помощь при написании данного материала.



[i] Основным источником информации при написании данного материала послужили следующие онлайн-публикации: Revelan hallazgos arqueológicos mayas en cuatro sitios conservados en estado casi original. URL: http://agn.com.gt/index.php/2016/09/26/7831/ Tulane archaeologists help unearth Maya monuments. URL: https://news.tulane.edu/pr/tulane-archaeologists-help-unearth-maya-monuments Secret Mayan tombs lend rare insight into rule of mysterious 'snake kings'. URL: https://www.theguardian.com/science/2016/oct/14/mayan-tombs-snake-kings-holmul-guatemala

[ii] Детальный анализ изображения и надписи на скульптурном фризе из Хольмуля смотрите в: Estrada-Belli F., Tokovinine A. A King’s Apotheosis: Iconography, Text, and Politics from a Classic Maya Temple at Holmul // Latin American Antiquity. – 2016. – Vol. 27, No. 2. – P. 149-168.

[iii] Смотрите: Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – P. 106. Полной уверенности в правильности такой идентификации нет. В эксклюзивном комментарии для сайта «Мир индейцев» А. Токовинин отметил, что имя царя на подвеске из Хольмуля включает необычную лигатуру, которую можно интерпретировать как TI’-CHAN, но это не единственный допустимый вариант чтения. Таким образом, не исключена возможность, что в данном случае упомянут некий другой канульский владыка.

[iv] Здесь необходимо сделать важное пояснение. Термин «царство» подразумевает территориальное политическое образование. Таким образом, говоря «Канульское царство» мы ведем речь о некоем территориальном ядре, в котором признавалась власть «Священных Канульских Владык». Среди майянистов широкое распространение получил подход, в соответствии с которым переменный элемент в титулах «священных владык» приравнивается к названию царства, где они правили. Стоит, однако, помнить, что так называемые «эмблемные иероглифы» являются, в первую очередь, именно титулами, то есть указывают не на территорию, а на принадлежность майяского владыки к определенной династии. А. Токовинин в ряде своих работ подробно обосновал точку зрения, что переменный знак «эмблемных иероглифов» обозначал не совокупность всех земель, подконтрольных отдельному владыке (государство в нашем понимании этого слова), а конкретные местности, игравшие, по тем или иным причинам, ключевую роль для самоидентификации каждого правящего рода и его обособления от соседей. Например, это могло быть обозначение центральной части столичного города с ее дворцами и храмами для богов и предков или название местности, зачастую легендарной, из которой династия вела свое происхождение. В случае Кануля дело усложняется еще и тем, что, как показали недавние находки в Шунантуниче, канульская династия не была единой и состояла из нескольких ветвей, порой соперничавших между собой. Таким образом, Кануль – это, по видимому, не монолитное территориальное образование, а сложная сеть личных и корпоративных обязательств внутри правящего дома. Возможно, каждая ветвь «Священных Канульских Владык» имела своих вассалов, вступала в отношения с другими династиями. С основными положениями концепции А. Токовинина можно ознакомиться в следующих работах: Tokovinine A. People from a Place: Re-Interpreting Classic Maya Emblem Glyphs // Ecology, Power, and Religion in Maya Landscapes / Ed. by C. Isendahl and B. L. Persson. Acta Mesoamericana, Vol. 23. – Markt Schwaben, Verlag Anton Saurwein, 2011. – P. 91-106; Tokovinine A. Place and Identity in Classic Maya Narratives. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2013. – P. 61-79.  

[v] Estrada-Belli F., Tokovinine A. A King’s Apotheosis… P. 157.

[vi] Детальный анализ изображения и надписи на этой панели, официально обозначаемой как элемент 59 из Ла-Короны, смотрите в: Беляев Д. Д. Новые иероглифические надписи из Сакникте (Ла-Короны). URL: http://maoist.livejournal.com/159949.html

[vii] Подробнее о «Верховном Птичьем Божестве» смотрите в: Беляев Д. Д. Под сенью Птичьего Божества: формирование идеологии царской власти на Гватемальском нагорье в I тыс. до н.э. // Ойкумена. – 2012. - №3. – С. 16.